Российские маркетплейсы взяли на вооружение классический прием всех адвокатов: «Всё отрицай». Интернет-площадки, на которых можно купить что угодно — от расчески до автомобиля, — отрицают, что они занимаются торговлей. «Скоро и за самолетами дело не станет», — шутят в Совфеде, оценивая темпы роста маркетплейсов. Между тем до сих пор внятных правил игры для виртуальных гипермаркетов нет.
За последние пять лет рынок маркетплейсов в России вырос в рекордные 12 раз. Об этом на круглом столе в Совфеде рассказал глава управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
Мы констатировали, что доля жалоб граждан в сегменте торговли превысила сферу услуг, — рассказал Олег Прусаков, — На определенном этапе произошла трансформация: когда услуги начали активно развиваться, жалоб на эту сферу стало поступать больше. И вот теперь мы вернулись в ту ситуацию, которая была раньше. Жалобы потребителей в сфере торговли впервые превысили соответствующие показатели в сегменте услуг.
Жалоб за 2023 год стало больше на 18%, констатирует Роспотребнадзор. Впервые ведомство получило более 209 тысяч обращений со знаком минус на торговлю. Львиная доля этих жалоб — на интернет-площадки и дистанционную продажу товаров.
Доля обращений граждан в этом сегменте рынка выросла в 14 раз, подчеркнул Прусаков.
Чиновники с некоторой неуверенностью говорят о связи между ростом жалоб потребителей и развитием рынка интернет-торговли. Но факт остается фактом — темпы и там, и там галопирующие.
В ведомстве связывают волну негативных настроений граждан с тем, что агрегаторы в общем-то свободны. Как минимум от проверок. Мало того, что в стране и так мораторий, так еще и виртуальные торговцы являются лидерами IT-рынка. Этот статус дает им пропуск в специальный реестр, который работает как охранная грамота от разного рода ревизоров.
Это сказывается на возможностях влияния и пресечении противоправных действий, посетовал Олег Прусаков. В свою очередь, чиновники стараются уповать на честность владельцев маркетплейсов: дескать, крупные площадки у всех на слуху и им дорога репутация.
Между тем маркетплейсы не дорожат не только своим реноме, но и за здравым смыслом-то не особо гонятся.
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов связывает динамику жалоб на маркетплейсы с тем, что они сами не считают себя торговыми площадками.
По словам Кузнецова, интернет-агрегаторы позиционируют себя как некие отдельные сущности.
Это якобы такая специальная форма жизни, не торговля, объяснил странную логику хозяев агрегаторов представитель Минпромторга.
В ведомстве считают такой подход манипуляцией.
— Маркетплейсы — это никакая не новая сущность. Это отдельная форма торговли. 70 лет назад не было в мире торговых сетей. Но когда они появились, ни у кого не появилось мысли назвать их какой-то новой формой жизни. Хотя работают торговые сети совсем по иным правилам, чем обычные магазины, — отметил Никита Кузнецов, — Теперь маркетплейсы говорят: мы некая цифровая платформа. Тогда рынок — это асфальтированная платформа, а торговый центр — бетонная платформа. Мы такой подход не поддерживаем.
Еще один аргумент, который пытаются протолкнуть агрегаторы, заключается в том, что маркетплейс — это не один большой виртуальный магазин, а площадка с множеством независимых друг от друга ячеек, в каждой из которых независимый торговец продает свой товар. А сама площадка вроде бы и ни при чем.
Кузнецов напомнил: несколько лет назад подобную аферу проворачивали офлайн торговые сети. Они пытались доказать, что продают не товар, а полку в торговом зале, на которой этот товар лежит. И не потребителю, а поставщику этого товара. То есть супермеркет — это не магазин, а некий хостел для сосисок, свежемороженой курицы и бутылок с газировкой.
— Законодательство запретило эту схему в отношении продовольствия. Сети стали выкупать товары у поставщиков и продавать их, — объяснил представитель Минпромторга.
Тем временем маркетплейсы пользуются так называемым принципом безграничной полки. То есть площадка сейчас не несет ответственности за товар и продавца. Нужен новый закон, чтобы изменить это.
— Формально продавец на площадке — независимый, — соглашается Никита Кузнецов, — Но потребитель покупает товар на площадке, платит через площадку. 99% потребителей не интересуются, кто юридически является продавцом. Маркетплейс должен нести ответственность как за товар, так и за продавца.