В России зафиксирован рекордный показатель социального оптимизма, сообщил замруководителя администрации президента Максим Орешкин в ходе сессии на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). И это несмотря на взлетевший уровень закредитованности населения, изъятие активов бизнесменов в госсобственность и сокращение льготных программ по ипотеке. С одной стороны, безусловно, это достижение, с другой – большая ответственность правительства. Получится ли у финансово-экономического блока удержать набранную высоту и не потерять доверие граждан?
Те же люди, только новые. На форуме в Питере новоназначенные чиновники со «старыми» лицами обсудили макроэкономическое настоящее и будущее России.
«Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуру», сказал когда-то римский император Тиберий. Именно этими словами модератор сессии, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров завершил сессию, посвященную совершенствованию налоговой системы.
Сама же дискуссия прошла под лозунгом: «Справедливость, сбалансированность стабильность» (ССС). Хотя дискуссией это назвать трудно — спикеры, скорее, поддакивали друг другу. Если резюмировать их высказывания, то вывод можно сделать следующий: богатые будут платить больше, а небогатые – меньше; кто инвестирует больше, тот получает больше вычета; 98% населения и малого бизнеса изменения не коснутся; самозанятых, как обещали, не трогать 10 лет, так и не трогают.
Абсолютное большинство россиян (76%) считают справедливым и поддерживают введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ, сказал руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров. «Требование справедливости – первичное, приоритетное, даже гораздо более важное, чем сбалансированность и стабильность», – добавил он. Вторая цифра — это 85%. Столько опрошенных считают «социальный кэшбек» («возврат 7 из 13% переплаченных налогов для семей с двумя и более детьми» при определенных доходах) «правильным, своевременным и справедливым», рассказал Федоров.
«Эти два элемента настройки (пятиступенчатая шкала НДФЛ и кэшбек. — прим. «МК») нынешних налоговых изменений являются наиболее важными для людей в целом», — отметил он.
Получается, люди целиком удовлетворены изменениями. Но, интересно, на что пойдут собранные средства? По словам главы Минфина Антона Силуанова, государство не будет складывать в «кубышку» дополнительные доходы бюджета РФ от налоговых изменений: все полученные деньги будут использованы. Ранее в ходе парламентских слушаний в Госдуме он говорил, что дополнительные сборы в результате налоговых изменений будут направлены в том числе на выравнивание социально-экономического положения субъектов через межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Что касается председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, то Андрей Макаров попросил ее поставить себе KPI на следующий год. На что Набиуллина ответила, что главная цель – достижение и поддержание инфляции на уровне 4%. Макаров не поверил (что неудивительно, сегодня инфляция — выше 8%) и решил уточнить: «Вы хорошо подумали?» Председатель ЦБ прогноз не изменила и утвердительно ответила: «Хорошо».
Ее слова были услышаны. «Я думал, что завтра ставка сохранится, но, услышав о том, что Эльвира Сахипзадовна решила довести инфляцию до 4% в следующем году, я понял, что ставка, наверное, поднимется завтра», — сказал глава крупного госбанка Андрей Костин.
И действительно, всех присутствующих в стенах питерского Экспофорума волновало будущее ключевой ставки, которую ЦБ огласит уже 7 июня. Но людям не терпится узнать конкретную цифру уже сегодня. Не успела завершиться макроэкономическая сессия, как гости и участники ринулись к Набиуллиной за подробностями завтрашнего заседания правления Банка России. Она была немногословна: «Идет неделя тишины». Напомним, ЦБ может поднять ставку с 16% до 17%. Еще в прошлом месяце финансовые эксперты говорили, что поводов для этого нет. Однако последние данные по инфляционным ожиданиям и динамике кредитования заставили многих изменить прогноз.
Но если глава ЦБ так и не проронила ничего лишнего, то модератор беседы Андрей Макаров не стеснял себя в высказываниях и формулировках, часто ставя спикеров в весьма щекотливое положение. В частности, он поинтересовался, планируют ли власти выпускать «государственные макароны» после национализации «Макфы» и «как быть с Гражданским кодексом» в случае с изъятием акций у добросовестных приобретателей «Соликамского магниевого завода». Макаров также с присущим ему юмором отметил, что прекрасно осознает, что «стенд прокуратуры становится все ближе у конференц-залу» и возможные последствия этого.
Антон Силуанов даже не сдержался: «Зачем вы такие вопросы задаете?». Тем не менее, ответ все-таки дал, но исключительно с точки зрения бюджета. Он рассказал, что национализированные активы планируется продать: «Не держать, не управлять, нам не нужна такая государственная экономика».