Шведское правительство обвиняют в попытке «объявить бедность вне закона» из-за планов по запрету попрошайничества. Критики говорят, что предложение правоцентристской коалиции может быть незаконным и не устранит первопричину уязвимости населения.
Власти Швеции обвинены в попытке “объявить бедность вне закона” после того, как правительство представило планы по национальному запрету попрошайничества, пишет The Guardian.
Правоцентристская коалиция, поддерживаемая ультраправыми «Шведскими демократами», объявила о проведении девятимесячного расследования по поводу введения национального запрета на попрошайничество, заявив, что, если это будет сочтено возможным, такой запрет может стать законом.
На пресс-конференции в понедельник лидер группы “Шведские демократы” Линда Линдберг обвинила людей, которые, по ее словам, приезжают из других стран ЕС «выпрашивать милостыню у магазинов». Швеция, по ее словам, не может выступать в роли “совести Европы”.
Однако Stockholms Stadsmission, христианская общественная организация, работающая с уязвимыми слоями населения в столице, осудила этот шаг, пишет The Guardian. Фанни Силтберг, представитель организации, заявила: “Запрещать попрошайничество или требовать разрешения на попрошайничество — это просто перекладывать проблему в тщетной попытке объявить бедность вне закона”.
Она добавила: “Вместо этого мы считаем, что уязвимость этой группы можно снизить за счет структурного сокращения бедности и борьбы с дискриминацией – как в своих странах, так и в ЕС. Это долгосрочная работа. В то же время общество должно взять на себя ответственность, например, предложить пути выхода на рынок труда и жилья и таким образом снизить социальную уязвимость этих людей”.
Аида Самани, заместитель юридического директора правозащитной организации Civil Rights Defenders, заявила, что правительство может столкнуться с судебным иском, если оно примет это предложение.
“Примечательно, что правительство уделяет этому приоритетное внимание в ситуации, которую они сами описывают как кризис организованной и насильственной преступности”, — сказала она. “Тогда возникает вопрос о законности запрета. Насколько я понимаю, национальный запрет на попрошайничество, скорее всего, был бы незаконным”.
Запрет на попрошайничество, добавила она, противоречил бы праву на частную жизнь и свободу выражения мнений, закрепленным в Европейской конвенции о правах человека и конституции Швеции.
Правительство заявило, что с начала 2010-х годов в Швеции участились случаи попрошайничества. Самани, однако, сомневается в том, насколько попрошайничество является проблемой для страны.
Правозащитники заявили, что будут следить за ситуацией и могут подать в суд, если это станет законом.
По словам Самани, предлагаемый запрет на попрошайничество является частью общего сдвига в сторону “более репрессивной политики” в уголовной и миграционной политике, а также “игнорирования прав и свобод человека”.
Это предложение, которое разрабатывалось с момента формирования правительства два года назад, уже вызвало разногласия внутри коалиции умеренных, либералов и христианских демократов.
Анна Старбринк, депутат от либеральной партии, написала в соцсети: “Я не буду способствовать введению такого запрета. Конечно, необходимы меры для предотвращения эксплуатации уязвимых слоев населения. Но нуждающимся людям нельзя запретить обращаться за помощью”.