В ходе «Российской энергетической недели» прошла сессия «Инженерные кадры для обеспечения технологического суверенитета и глобального лидерства отечественного ТЭК». Участники обсудили дефицит кадров и привлечение к процессам технологического развития России квалифицированных инженерно-технических специалистов. Напомним, ранее президент Владимир Путин определил «Технологическое лидерство» как одну из приоритетных национальных целей развития наша страны до 2030 года.
В сессии участвовали представители бизнеса, власти и научного сообщества. Свои предложения по поводу достижения национальной цели представили, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, депутат ГД РФ Оксана Дмитриева, ректор «МЭИ» Николай Рогалев, замгендиректора по управлению персоналом «Эн+» Наталья Альбрехт и председатель совета «Союза нефтегазопромышленников России» Юрий Шафраник.
Утерянный престиж и кадровый дефицит
В последние десятилетия в России наблюдается утрата престижа инженерных специальностей. Это обострило проблему дефицита кадров. Также одной из причин стала «утечка умов» за границу. Особенно остро это ощущается в стратегически важных направлениях, таких как топливно-энергетический комплекс. Для преодоления кризиса требуется обновление подходов к подготовке кадров.
Наталья Альбрехт, ссылаясь на данные Росстата, сообщила, что к 2030 году в основных регионах Эн+, в которые входят Красноярский край, Иркутская область и Нижегородская область, будет ощущаться значительный дефицит кадров.
«2020 год к 2030 году, возраст 25-44 года — минус 21%. Это люди, которые не родились, это цифры Росстата. Если к этим цифрам прибавить все те процессы, которые у нас сейчас идут, по нашей оценке, просадка составит до 30%», – сообщила спикер.
Дефицит кадров в реальном секторе подтвердил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Он отметил, что нехватка специалистов ощущается как на уровне рабочих, так и на уровне инженеров.
«Мы прошли самую низкую точку количества выпускников в 2021 году, начинает расти количество выпускников из школ и колледжей, а также количество студентов высшего образования. Но по сравнению с тем, что было 10-12 лет назад, мы упали в два раза», – сообщил в рамках выступления Афанасьев.
Технологическое развитие до 2030 года
Сейчас приоритетными направлениями развития являются восстановление престижа инженерных профессий и преодоление кадрового голода. Важно, чтобы подготовка соответствовала технологическим задачам экономики.
«Мы начали с «Энергоклассов» – включили в школьную программу дополнительные занятия по физике и математике. Начиная с 5 класса проводим для учащихся экскурсии на все наши предприятия. Наша главная задача – сделать так, чтобы школьник дошел либо до техникума, либо до университета, и выбрал энергическую специальность. В Красноярском крае наш базовый вуз – это Сибирский федеральный университет, в Иркутской области – Иркутский национальный исследовательский технический университет», – продолжила Альбрехт.
Она отметила, что на базе вузов с ссузов компанией создаются другие образовательные проекты – «Академия IT», «Академия энергетики». «Это единственная возможность закрепить ребят за предприятиями, помочь им сделать выбор. Не погрузившись, они не могут представить, что такое энергетика», – убеждена Альбрехт.
Напомним, указом президента инициирован пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования, направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов.
«Популяризация, профориентация инженерно-технических и естественно-научных направлений, все это должно дать системный эффект. Здесь важно участие работодателей, потому что даже самый подготовленный преподаватель хуже расскажет о будущем месте работы, чем работодатель, владеющий этим до кончиков пальцев», – добавил замминистра Афанасьев.
Практические навыки для технологического суверенитета
Один из ключевых факторов подготовки инженеров — это не только фундаментальные знания, но и практический опыт. Российские компании в ТЭК располагают обширной образовательной базой.
«Если мы говорим про конструкторов, четыре года у нас [реализуется] проект, более 1000 деталей и элементов конструкций [студенты] изготовили, которые ушли в серию, есть со стороны промышленности и с нашей стороны менторы. Материально-техническая база. Мы ее действительно развиваем, чтобы была большая практико-ориентированная подготовка, без практики инженер бесполезен», – убежден ректор «МЭИ» Николай Рогалев.
Для достижения технологического суверенитета в стране требуются кадры, которые умеют применять полученные знания на практике.
Коммуникация между бизнесом и университетами
Одной из тенденций последних лет выступает усиление взаимодействия между профильными вузами и ТЭК. Вузы внедряют новые образовательные инструменты, включая программы стажировок, курсы повышения квалификации и практико-ориентированное обучение. Это сотрудничество позволяет создавать кадры, готовые к работе, в условиях быстро меняющегося технологического ландшафта.
Сегодня России как никогда важно наладить систему подготовки инженерных кадров, способных обеспечить технологическое лидерство России. Ключ к решению задачи лежит главным образом в обновлении образовательных программ, усилении взаимодействия между вузами и бизнесом, а также в интеграции опыта в учебные процессы.
«Кадры решают все. Молодого легче быстро научить, поэтому не надо зря нервничать. Производственники этим занялись, и министерству надо укреплять тенденцию. Надо на несколько лет дать стабильность», – резюмировал Юрий Шафраник.