Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

Инфляция, рубль, зарплаты: что интересует людей в макроэкономическом прогнозе

Официальные прогнозы социально-экономического развития страны интересны прежде всего специалистам. Какой будет прирост ВВП в следующем году — это, рискну предположить, интересует не очень многих. В том числе и потому, что не очень понятно: ну, процентом больше — процентом меньше, и что? Однако, к примеру, какая будет инфляция — это уже гораздо интереснее: в магазины ходят все и на ценники смотрят все. Вот и предлагаю взглянуть на главный правительственный документ прогнозного характера — Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее — Прогноз) — с точки зрения того, как изменятся в ближайшем будущем самые интересные для людей социально-экономические показатели.

Удастся ли правительству снизить рост цен в два раза

Но сначала несколько слов о самом этом Прогнозе. Подготавливается он Правительством Российской Федерации (автор — Минэкономразвития России) вместе с проектом федерального бюджета на трехлетку. Вот и нынешней осенью упомянутый выше Прогноз был обнародован одновременно с направлением в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Прогноз служит обоснованием к федеральному бюджету, там фиксируются основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Так как закон о федеральном бюджете в настоящее время успешно проходит процедуру принятия, Прогноз фактически становится документом, который должен максимально точно отражать будущую действительность социально-экономического развития страны.

Давайте остановимся для более внимательного изучения только на тех основные прогнозных показателях, которые действительно волнуют людей. Основных показателей в Прогнозе не так уж и много, их всего одиннадцать.

Цена на нефть марки «Брент» интересна людям? Скорее, нет. Наверное, она волнует узкий круг специалистов, но вряд ли большинство наших сограждан.

Курс доллара? Да, скорее, это людей волнует. Накупить долларов в былые времена многие успели. Кто-то больше, кто-то меньше. Это сейчас доллар США не так привлекателен, а раньше-то было по-другому. Поэтому, конечно, курс доллара как средства сбережения накоплений по-прежнему важен.

Индекс потребительских цен (инфляция)? О, еще как интересен этот показатель! Как вырастут цены — это волнует всех. Хотя допускаю, что некоторые счастливчики об этом и не задумываются. Должны же мы сделать какое-то исключение.

Валовый внутренний продукт (ВВП)? Нет, для большинства это и не очень понятно, и не очень интересно.

Инвестиции в основной капитал? Тем более неинтересно. Промышленное производство? Какая отрасль как сработает? Опять же нет, не для большинства это.

Реальные располагаемые доходы населения? Обязательно должно быть интересно, но только в разбивке по источникам, составляющим эти самые реальные доходы. И в этом смысле показатель по динамике реальной заработной платы представляется самым привлекательным с точки зрения интереса трудящихся.

Оборот розничной торговли? Экспорт товаров? Импорт? Нет, все эти показатели макроуровня все-таки не очень важны для людей, их им трудно почувствовать.

Таким образом, из одиннадцати перечисленных основных прогнозных социально-экономических показателей получается, что по-настоящему интересны основной массе населения только три: курс доллара, инфляция, реальные зарплаты.

Итак, что нам обещано по этим показателям уже в 2025 году? Будущим годом, пожалуй, и ограничимся. Анализировать в условиях нынешней экономической неопределенности показатели 2026 и 2027 годов даже не станем.

Начнем с инфляции, потому что… Даже не надо объяснять, почему. Правительство прогнозирует, что в 2025 году цены вырастут на 4,5%. Давайте попытаемся оценить, можем ли мы на это рассчитывать. Ведь это практически в два раза меньше того уровня, на котором годовая инфляция находится сегодня. Если получится действительно уложиться в 2025 году в 4,5% по инфляции, это будет замечательный результат. Но лично мне представляется это архисложной задачей, и вот почему.

Как известно, сегодня основной механизм борьбы с ускоренным ростом цен — это повышение Банком России ключевой ставки. Ставка недавно была повышена до 21%, и, судя по всему, это не предел. Но механизм такой борьбы с инфляцией получается не очень эффективным. Судите сами: в декабре 2023 года, когда инфляция в годовом выражении достигла 7,4%, ключевая ставка была резко повышена до 16%. Потом, на протяжении 2024 года, ставка еще повышалась несколько раз, достигнув 21% к концу октября 2024 года. И что? Да ничего. Инфляция продолжила свой рост. И даже Банк России уже ожидает, что по итогам года она составит не менее 8%.

Судя по тому, что в ближайшем будущем основным орудием борьбы с инфляцией останется повышение ключевой ставки, которое, как видим по опыту 2024 года, особых успехов не приносит, инфляция останется высокой. Какие там 4,5%? Нет, в это трудно поверить. Банк России, конечно, делает, что может и что должен. Но требуемого результата пока достичь не удается. Не все в этом процессе зависит от главного банка страны.

Надо еще учитывать, что инфляция — штука инерционная. Если она окажется высокой по итогам 2024 года, то почему вдруг должна снизиться почти в два раза в 2025 году? А как же инерция? А как же инфляционные ожидания населения, которые, по признанию того же Банка России, уже давно и устойчиво превышают 10%?

Назову еще один важный фактор. Когда в этом году был инфляционный всплеск, после которого Банк России уже неоднократно повысил ставку? В июле. А почему? Главным образом потому, что с 1 июля 2024 года резко, сразу на 9,8%, вырос совокупный платеж граждан за жилищно-коммунальные услуги.

Так вот, с 1 июля 2025 года плата за «коммуналку», согласно Прогнозу, должна вырасти еще больше — сразу на 11,9%. Причем не будем забывать, что это в среднем по стране. Значит, в каких-то регионах это будет 12–13-процентный рост, а то и больше. И вот такой рост платы за услуги ЖКХ — это уже не прогноз, а фактически принятое решение по тому, как вырастут тарифы.

Увеличатся и другие регулируемые тарифы. Так, тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе (плацкартные вагоны) вырастут уже с 1 января 2025 года, сразу на 11,6%. Не приходится сомневаться, что вырастет проезд и в нерегулируемом секторе (в купейных вагонах).

Индексация тарифов на электроэнергию для населения с 1 июля 2025 года составит 12,6%. Также с 1 июля 2025 года увеличатся и оптовые цены на газ для населения — на 10,3%. С очень большой вероятностью в 2025 году эти прогнозные показатели станут фактическими.

Все: ограничимся перечисленным выше. Этого уже более чем достаточно, чтобы сделать вывод о том, что будет очень хорошим результатом, если по итогам 2025 года инфляция уложится в однозначную цифру.

Еще один небезынтересный для нас показатель из Прогноза — среднегодовой курс доллара. По итогам 2025 года он должен составить 96,5 руб. за доллар США. Но эта отметка, пусть и не в среднегодовом измерении, была пройдена уже в 2024 году. Полагаю, что надо ориентироваться на показатель не менее 100 руб. за доллар США, все-таки будет влияние санкций, ухудшение внешнеторгового баланса и прочее.

Наконец, зарплаты. Что с ними-то будет? Прогноз исходит из того, что рост реальных зарплат продолжится в 2025-м и в последующих годах. В 2025 году реальная зарплата в среднем по стране должна вырасти на 7%. Напомню, что «реальная» — значит, инфляция учтена, то есть номинальные зарплаты — то, что мы, собственно говоря, и получаем — будут выше еще и на уровень инфляции.

Вот с этим показателем, полагаю, не будет таких проблем, как с инфляцией. Зарплаты действительно имеют шанс продолжить свой рост, пусть и не такими темпами, как это было в 2024 году. Будут расти расходы федерального бюджета, продолжится зарплатная гонка на рынке труда… Все это и в будущем году поддержит рост зарплат.

Подведем итог по интересующим людей показателям Прогноза. Инфляция будет все-таки высокой, что не очень хорошо. Зарплаты могут еще немного подрасти, что хорошо. Рубль будет по-прежнему ослабевать по отношению к доллару США, что может быть и плохо, и хорошо — смотря как посмотреть. А вообще делать прогнозы в условиях нынешней очень высокой неопределенности экономической ситуации — дело непростое и неблагодарное. Учтем и это.

Кнопка «Наверх»