Содержание статьи:
Я прошла путь от выгорания в профессии бухгалтера, потери смыслов …
1027 1.7.2024 Мы ничего не …
В октябре 2023 г. Правительство РФ утвердило Стратегию повышения финансовой …
1033 1.7.2024 Как установить систему контроля и управления доступом в офисе или на предприятии? Советы для защиты бизнеса Автор: Владислав Лямкин
По данным сервиса «Работа.ру», 49% россиян никогда не опаздывали на работу. Иногда позволяют себе задержаться 38% опрошенных, а у 13% россиян — нет строгого времени начала рабочего дня. Часто работодатели устанавливают систему контроля управления доступом (СКУД), которая помогает фиксировать время прибытия сотрудника в офис и время ухода.
Виды СКУД
Основная задача СКУД — ограничить доступ посторонних людей в помещение. Самая простая система — это замок и ключ, без которых мы не можем войти в закрытую дверь.
СКУД бывают двух видов: автономные и сетевые. Первый используют только для одного объекта. Например, он контролирует только одну дверь. Сетевой вариант обычно используется на крупных предприятиях и помогает объединить несколько объектов с помощью одного сервера. Так, в сетевых СКУД есть сервер, который раздает информацию об уровне доступа и времени, когда человек может пройти на объект по своему идентификатору. Таким образом, можно видеть, где человек находится, во сколько он пришел, через какую дверь вышел и т. д. Также можно проверить, передавал ли человек свою карту-идентификатор другим пользователям или нет: если сотрудник уже вошел в помещение, то еще раз пройти по той же карте не получится.
Особенности установки СКУД в офисе
Перед тем как устанавливать СКУД, узнайте, какой ремонт был сделан в офисе и не планируется ли новый ремонт во время установки. Например, стоит выяснить, какие двери установлены в помещении: деревянные, стеклянные, пластиковые или металлические. Как мы будем их запирать, чтобы они не открывались? Для установки СКУД самые сложные двери — стеклянные. Систему можно также устанавливать на ворота, шлагбаумы, домофоны и т. д. Это нужно учитывать на этапе проектирования.
Чаще всего, чтобы войти в офис, сотрудники используют различные брелки, карточки, мобильные идентификаторы — мобильные телефоны (вход с помощью Bluetooth или технологии NFC). В последнее время есть запрос и на установку биометрии: в этом случае сотрудники могут заходить в офис через Face ID или сканируя отпечаток пальца. Сейчас из-за определенных постановлений в России возникли сложности в использовании биометрических данных — это связано с применением, хранением личных данных на оборудование СКУД.
Интеграция СКУД с другими системами
Чаще всего СКУД интегрируется в системы видеонаблюдения: например, мы приложили карточку, зашли в офис, и камера это действие записала. Системе необходима интеграция с охранно-пожарной сигнализацией: когда срабатывает первая, то и вторая должна автоматически разблокировать и открыть двери. Это прописано в ГОСТ.
В системах контроля доступа должен быть автоматический режим: приходит сигнал от пожарной сигнализации, и двери открываются. Кроме того, есть дублирующие системы, когда рядом с закрытой дверью висит зеленая квадратная кнопка. Она нужна для того, чтобы вручную открыть дверь. Кнопка может быть как одноразовая, так и многоразовая. Бывает, что требуется интеграция с системами верхнего уровня, например, с системами управления зданием.
СКУД на предприятии
Представим, что у фирмы есть какое-то количество складов, где хранятся разные товары: от туалетной бумаги до дорогостоящей техники. Компания просит установить металлодетектор для того, чтобы со склада не смогли украсть товар и чтобы детектор срабатывал на предметы размером с флешку. Металлодетекторы рассчитаны, в первую очередь, на оружие: детектор срабатывает, если обнаружен нож или пистолет, а на связку ключей он срабатывать не должен. Металлодетектор — это устройство, которое помогает обнаружить металл, для предотвращения краж лучше всего обратиться к специальной организации, которая занимается подобным оборудованием. В первую очередь, СКУД закрывает вопрос безопасности, а потом уже контроля сотрудников.
Проблему опозданий сотрудников на работу система вряд ли может решить на 100%. Многое будет зависеть от владельца бизнеса. Например, в компании рабочий день начинается в 9:00 и заканчивается в 18:00. Каждый день сотрудники опаздывали на 5-7 минут и еще пили кофе вместо того, чтобы приступить к работе. Руководитель несколько раз делал замечание и пригрозил, что в случае опоздания более чем на 15 минут будет считать этот день нерабочим. Сотрудники приняли это за шутку. Опоздавшим несколько раз прислали уведомление о том, что этот день рассчитывается для них как отпуск без содержания, а потом снова перестали делать замечания.
В России культура системы контроля доступом на низком уровне. К примеру, все мы проходим через турникеты. В СКУД есть такое понятие «фактический проход» — приложили карту, но не прошли. Так работает только в России. Например, в Китае, если человек приложил карточку, значит, он прошел. Китайцы не будут разговаривать перед турникетами: они сначала пройдут и только потом начнут диалог с коллегой. У нас не так: мы сначала приложим карточку, откроем дверь, начнем разговаривать, не пройдем, и дверь закроется. Если мы хотим контролировать рабочий процесс, должен быть комплекс — СКУД плюс административные решения и правила.
Возможно ли скопировать данные со СКУД
Есть СКУД разного уровня: допустим, карты в офисе и карта «Тройка» в метрополитене. Скопировать первую можно, она не обладает высокой безопасностью. Вторую скопировать не получится, это будет нелегко, и в случае такой кражи ее заблокируют.
Самая дешевая и простая система — это домофоны, которые практически все копируются. В современных домах делают системы с защитой от копирования, но при желании сделать это можно.