Аналитики провели опрос среди миллениалов (россиян в возрасте от 28 до 40 лет) и выявили ключевые критерии при выборе жилья. Главным фактором для большинства респондентов стала ценовая доступность. Самая востребованная площадь квартиры — от 40 до 70 квадратных метров.
— Покупатели-миллениалы составляют значительную и платежеспособную долю целевой аудитории рынка новостроек, — говорят авторы исследования, специалисты группы компаний «Точно». — Результаты опроса показывают, что для этой группы важнейшими факторами при выборе жилья остаются доступность и транспортная инфраструктура. Двухкомнатные квартиры сохраняют популярность, что может свидетельствовать о том, что среди миллениалов много молодых семей с детьми. Многие респонденты не придают значения дополнительным услугам. Это говорит о рациональном подходе: зачастую миллениалы предпочитают большую площадь квартиры, чем различные факультативные опции.
Основным фактором при выборе квартиры для большинства миллениалов стала ценовая доступность. Этот параметр назвали важным 56% опрошенных. На втором месте оказалась транспортная доступность (19%), тогда как площадь квартиры и развитость инфраструктуры набрали по 10%. Интересно, что экологичность района интересует лишь 5% участников.
Самая популярная категория — квартиры площадью от 40 до 70 квадратных метров (62%), что соответствует двухкомнатным вариантам. Около 15% участников готовы рассматривать трехкомнатные квартиры площадью от 70 до 100 метров, 14% выбрали квартиры до 40 «квадратов» Лишь 3% заинтересованы в многокомнатных квартирах от 100 квадратных метров. 6% выбрали частный дом.
Наиболее привлекательными для проживания оказались спальные районы с развитой инфраструктурой — за них высказались 35% респондентов. Природа и зеленые зоны тоже остаются важным фактором для 30% опрошенных. При этом центр города выбрали 21%, а пригород предпочли 14%.
По данным опроса, новостройки предпочитают 42% участников, вторичное жилье — 41%. 17% респондентов хотели бы жить в доме.
При этом 60% опрошенных предпочитают квартиры с отдельными комнатами, а комбинированные планировки (открытые и закрытые пространства) интересуют 26%. Только 9% выбрали бы открытую планировку (студии), а для 5% не имеет значения расположение комнат и стен.
Для 37% опрошенных наличие парковки или гаража имеет важное, но не принципиальное значение. Однако 29% респондентов заявили, что машино-место — ключевой фактор. 22% респондентов могут обходиться без личного транспорта, поскольку предпочитают пользоваться общественным, а 12% указали, что для них этот аспект не имеет значения.
Для половины респондентов (51%) дополнительные услуги, такие как консьерж, фитнес-центр и охрана не являются важными. 40% считают их желательными, но не критичными. 9% участников опроса считают дополнительные услуги важными и необходимыми.
Почти половина участников (46%) планирует приобретать жилье в ипотеку, 30% собираются купить квартиру за собственные средства. 19% участников уже получили жилье по наследству или в подарок. Лишь 5% респондентов предпочитают долгосрочную аренду.
— Миллениалов в России без малого 30%. Эти люди уже получили образование, нашли работу и стремятся к созданию семьи и карьерным высотам. Неудивительно, что именно они больше других интересуются жилищным вопросом, но не факт, что они предпочтут собственное жилье арендному, — комментирует психолог Любовь Изварова. — Представители этого поколения технологически грамотны, но не имеют долгосрочного горизонта планирования. Они привыкли, что жизнь часто меняется, технологии развиваются, а значит — невозможно быть уверенным в завтрашнем дне. Понятно, что многие россияне, в том числе миллениалы, мечтают иметь собственное жилье. Но увы — нынешняя ситуация в силу очевидных экономических причин только подтверждает убеждения этого поколения.
Можно ли сравнить покупательское поведение миллениалов в Москве, Санкт-Петербурге и в провинции, в малых городах?
Мне кажется, что в провинции и миллениалов-то нет. Сегментация по группам, безусловно, имеется, но вряд ли можно точно определить контуры. Как в одной группе, так и в другой могут быть разные люди с разными пристрастиями, — говорит основатель Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. — Скорее можно говорить о трендах, которые влияют на изменение потребностей в жилье. Есть люди, которые привержены в проведении большего количества времени в городской среде: им интересны кафе, рестораны, дискотеки. Для себя они принимают решение, что возьмут в аренду небольшую квартиру или студию, но расположенную в центре или рядом с центром города. Впрочем, как только эти люди перестают быть одинокими, их жилищные интересы меняются.