За последнее время российское приватизационное законодательство заметно изменилось. По мнению экспертов Лаборатории анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ Президентской академии Александра Абрамова и Георгия Мальгинова, там еще есть что совершенствовать.
Основные изменения в № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» коснулись приватизации объектов культурного наследия (ОКН), газоснабжения, портов и конфискованного по коррупционным уголовным делам имущества. Были созданы дополнительные условия для получения таких объектов.
Так, для ОКН разработано правило, касающееся земли, которая принадлежит объекту. Теперь нельзя сдать в аренду участок, а также продать его. Кроме того, появились требования по размещению рекламы на таких строениях и их территориях. Также при приватизации ОКН новый собственник обязан сохранить и отреставрировать здание. Помимо этого, у инвесторов появилась возможность получить право собственности на объект с помощью аукциона, а конкурс доступен только для объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, но все также с условием проведения работ по сохранению ОКН.
Что касается объектов газоснабжения, по новым нормам владельцы должны будут проводить ремонт и обслуживание, а также использовать их по назначению, то есть оказывать услуги по транспортировке и подаче газа потребителям, технологическому присоединению газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям. В случае отсутствия такого обременения в договоре купли-продажи приватизационная сделка считается юридически ничтожной.
«Новые нормы распространены и на находящиеся в неудовлетворительном состоянии объекты речного порта. Вне зависимости от своего технического состояния, объекты речного порта, не востребованные в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, могут – в соответствии с последними правовыми новациями – приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законом о приватизации, без учета действующих обременений», — сообщил Абрамов.
Кроме того, отдельная статья появилась для регулирования приватизации жилья, отнесенного к составу коррупционного имущества, которая зависит от рыночной стоимости жилого помещения на вторичном рынке.
По мнению авторов аналитического доклада, в целом правовые новации прошлого года ориентированы на устранение имеющихся ограничений на приватизацию, на ускорение ее темпов и повышение бюджетной результативности приватизационных сделок.
«Весьма характерно в этом отношении допущение приватизации ОКН на аукционе, но в еще большей степени – продажа жилых помещений из состава коррупционного имущества. Обе новации явно нацелены на максимизацию доходов бюджета за счет использования исключительно аукционного механизма. Это делает заведомо невозможным заметное понижение цены продаваемого имущества, как бывает при обычной последовательности приватизационных процедур. При этом никак не регулируется ситуация, когда цена жилья оказывается ниже нормативного ценового порога, установленного для продажи на аукционе. А возможность приватизации объектов газоснабжения также вызывает вопросы в контексте реализуемой программы социальной газификации и повышения внимания к обеспечению безопасности инфраструктуры», — говорит Мальгинов.
В итоге получается, что привлекательность такого специфического имущества, как ОКН, речные порты, объекты газоснабжения, может выглядеть неочевидной для потенциальных инвесторов. Поэтому, по мнению авторов, закон все еще требует доработки.