С июля в России вырастет плата за коммунальные услуги. В среднем по субъектам едерации цены проиндексируют на 9,8%. Расценки на услуги ЖКХ будут повышаться и дальше. Важно понимать, что повышение цен учитывает плату только за коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение, газоснабжение), но не тарифы за содержание и ремонт жилья — это отдельная история, которая тоже стоит денег. Во что же выльется для кошельков граждан реальное повышение стоимости услуг ЖКХ? Могут ли местные власти задирать тарифы выше установленного центром уровня?
На эти вопросы «МК» ответили эксперты: председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ юрист Константин Крохин, эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук и директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.
«Услуги ЖКХ не могут стоить дешево»
— Как на деле вырастут тарифы в июле и от чего, в принципе, зависит размер повышения платы?
Склянчук: — Поскольку индексация с июля, то квитанции с новыми цифрами граждане получат в августе. Десять процентов, исходя из ежемесячных платежей, это 500–600 рублей, опять-таки в среднем. Примерно на эту сумму вырастет плата для каждой семьи. Много это или мало — у каждого свой ответ, в зависимости от доходов. Но в России действует социальная поддержка граждан. Все, кто нуждается в помощи, защищены от роста платежей по «коммуналке». А что касается основной части населения, то надо понимать: услуги ЖКХ не могут стоить дешево. Если «коммуналка» дешевая, значит, отрасль убыточна, значит, воду в дома поставляют некачественную, зимой прорывает трубы и т.д.
Генцлер: — Ежегодная индексация тарифов — достаточно искусственный механизм сдерживания не только расходов населения, но и тех доходов, которыми могут располагать коммунальные предприятия. Этих десяти процентов, конечно же, не хватит ни на какие инвестиции в отрасль, ни на какие ремонты инфраструктуры. Не так давно Высшая школа экономики в исследовании показала, что если сопоставить уровни инфляции по годам и индексы роста платы граждан за услуги ЖКХ, то инфляция опережала эти индексы. За несколько лет в России накопилось очень существенная разница между тем, сколько реально стоят коммунальные ресурсы, и тем, сколько люди за них платят. Сегодняшнее повышение в среднем на 9,8% на самом деле не позволяет компенсировать даже эти инфляционные процессы. Население платит меньше реальной стоимости коммунальных услуг. Все-таки нужно переходить на экономически обоснованные размеры тарифов, но при этом нужно усиливать защиту социально уязвимых семей.
— А какая индексация тарифов, на ваш взгляд, была бы экономически обоснованной?
Генцлер: — Как минимум тарифы должны выйти на уровень компенсации текущих расходов. Индексация должна быть не меньше процента инфляции. С учетом накопившегося за предыдущие годы в индекс роста цен сейчас, наверное, надо было бы вводить индексацию тарифов ЖКХ на уровне 17–20%.
— При этом по прогнозу в дальнейшем тарифы будут расти намного медленнее. Прогнозируемая цифра индексации на 2025-й — 5,7%, на 2026 год — 4%. Реальны ли такие цифры?
Крохин: — Не соглашусь с коллегой насчет справедливой цены. Когда мы говорим о том, что предприятия отрасли должны получать справедливую компенсацию, мы должны вкладывать в это определение один смысл. При этом многие эксперты говорят: зачем нам субсидировать и спонсировать энергетическую неэффективность? И тут есть свои резоны. Вспомните, например, энергетическую неэффективность жилого фонда, когда тепло уходит в дырки между панелей. Справедливая цена — это правильно, но для начала надо проверить эффективность самих поставщиков коммунальных услуг. Надо проверить, из чего складывается эта самая справедливая цена, посмотреть эффективность всех производственных процессов. Но это точно не та цена, о которой сегодня говорят поставщики. Ее нужно искать, исследовать, рассчитывать.
Склянчук: — Хорошо, что мы поднимаем вопрос о новых подходах к тарифообразованию. На самом деле здесь нет мотива, скажем так, дать заработать коммунальщикам побольше денег. Нынешняя ситуация как раз позволяет повышать тарифы, исходя из накопительного эффекта. Если же мы переходим к многоступенчатой схеме, то действительно возникнет необходимость расчетов и повышения энергоэффективности. Пока исследований нет, коммунальщики продолжают говорить: чего вы от нас хотите, мы и так услуги поставляем. Поэтому если отвязать тарифы ЖКХ от инфляции и внедрить прозрачность в хозяйственную деятельность поставщиков услуг и других игроков рынка, то выяснится много интересного. Например, исследования могут показать, что ЖКХ — это очень дорого, если вкладывать средства в неэффективную модернизацию, а не подходить, что называется, точечно. Сейчас, например, из федерального уровня даются бюджетные кредиты. То есть регионы не получают безвозмездно субсидии, они получают именно возвратные деньги, а это уже совершенно другой принцип.
— А есть ли спрос на такие деньги в коммунальной сфере?
Склянчук: — Да, за такими субсидиями идут не очень активно. У нас основная проблема как раз в аудите и мониторинге состояния «коммуналки». В России нет проектов, смет, позволяющих это все посчитать. Как говорится, в ЖКХ много политики, но очень мало экономики. Когда мы эту ситуацию изменим, поменяется также и тарифная политика, и тогда все наладится.
«Капремонт тоже подорожает»
— Традиционная июльская индексация касается далеко не всех услуг. Речь о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении… Но какие изменения ждут цены, скажем, на капремонт, содержание и обслуживание многоквартирного дома?
Генцлер: — В отношении этих услуг нет государственного регулирования, потому что считается, что это рыночная среда. Сколько услуга стоит или какие расходы будут включены в размер платы собственников, это все результат договоренности между управляющей организацией и собственниками помещений в доме. Однако сложилась ситуация, что на самом деле чисто рыночные механизмы в полной мере не заработали, а ценовой конкуренции между управляющими организациями в принципе нет. Наш новый управленческий бизнес, который пришел из советской системы, из советских жилищных организаций, не умеет правильно себя вести в нынешних условиях конкуренции, не умеет общаться со своим потребителем. В результате все говорят: давайте пользоваться тем тарифом на содержание жилого помещения, который выделяется администрацией городов. Вот этот муниципальный тариф становится неким ориентиром для всех. А дальше вместо трудных диалогов с большим количеством собственников управляющие компании выбирают другой способ общения. Им гораздо проще пойти в администрацию города и сказать: поднимите муниципальные тарифы, нам денег не хватает на содержание жилья.
— Мы погрузились в эту вроде бы рыночную систему совсем нерыночных отношений. Но если говорить об обычных потребителях, то как для них в этом году может измениться плата за капремонт и содержание многоквартирного дома?
Генцлер: — Я думаю, что будет продолжаться примерно такая же политика, которую вели администрации городов и раньше. Где-то если бизнес говорит, что нужно больше денег, то администрация принимает решение в его пользу, а все остальные просто вынуждены идти вслед за этим решением. Если администрация где-то гораздо более чувствительно относится к настроениям своих жителей, то там это решение не проходит. В России сейчас средний размер платы за капремонт на уровне 18 рублей за квадратный метр. Бизнес уже давным-давно говорит, что нужно брать 40 рублей с квадрата, а в каких-то случаях гораздо больше.
— Какие именно услуги подорожают сильнее других в этом году и на сколько в среднем «потяжелеет» платежка?
Крохин: — В этом смысле с 1 июля этого года никаких изменений не будет. Немножко подорожает электричество, немножко вода. Но самым затратным все-таки будет отопление, горячая вода, и к этому списку надо добавить капитальный ремонт. На сегодняшний день средняя ставка в Москве 25 рублей за кв. метр. Она сопоставима с содержанием домов в других регионах. Между тем от Минстроя звучат предложения еще больше увеличить плату, но не в Москве, а в тех регионах, где ставки ниже — 12–13 рублей. Поэтому, я думаю, что люди увидят не только повышение стоимости коммунальных услуг, но еще и повышение стоимости капремонта. В конечном счете августовская платежка вырастет примерно на 10%. Если потребители платили за квартиру 5 тыс. рублей, то станут платить примерно 5,5 тыс. рублей. Если раньше счет был 10 тыс., то теперь придется заплатить 11 тысяч.
«Надо брать ситуацию в свои руки»
— Важный вопрос: сможет ли отмена банковских комиссий, которая пройдет по всей стране также с 1 июля, смягчить бремя повышения тарифов? Или банки начнут перекладывать потери от выпавших сумм на стоимость других услуг?
Генцлер: — Каждый банк довольно быстро оценит количество клиентов, которые воспользуются этой льготой, и поймет, насколько заметны его потери от отмены данной комиссии. Если ущерб окажется достаточно существенным, то, конечно, банки найдут способ повысить какие-то другие платежи, для того чтобы компенсировать потери. Причем это коснется сравнительно небольшого числа клиентов. В основном тех людей, которые не пользуются системой онлайн-оплаты через личные кабинеты. Другой важной проблемой для потребителей станет сам факт подтверждения того, что человек имеет право на эту льготу — не платить комиссию при оплате услуг ЖКХ. Этот факт придется каждый раз доказывать оператору у окошка банка, который будет принимать платеж, тратя время и нервы и создавая неудобства для очереди. И все для того, чтобы сэкономить от 100 до 300 рублей — подавляющее число комиссий платится именно в таком диапазоне. Конечно, для кого-то и 300 рублей, и 100 рублей — деньги, которые важно сэкономить, но в целом вряд ли это как-то существенным образом снизит финансовое бремя для людей.
— Поделитесь с читателями советами, как сэкономить на оплате коммунальных услуг?
Крохин: — У меня таких совета всего два. Первый — если мы хотим сэкономить на «коммуналке», мы должны сократить потребление этих услуг. Второе касается управления, содержания и капитального ремонта дома. Скажу, исходя из своего личного опыта: если вы хотите контролировать расходы на управление и содержание дома, то этим надо заниматься самим. То есть создавать ТСЖ, ЖСК и не пенять управляющей компании, а брать ситуацию в свои руки и нанимать подрядчиков под свою ответственность. Вот это в среднем дает от 10 до 30% экономии.
Генцлер: — Действительно, только сам жилец может провести аудит того, сколько он потребляет на самом деле и может ли он потреблять меньше. В отношении возможностей серьезного сокращения платежа многое зависит от того, насколько энергоэффективен дом. К сожалению, создание товарищества собственников жилья в наших реалиях — это очень тяжелое для людей бремя. Статистика показывает, что количество товариществ неуклонно сокращается из года в год. Почему? Потому что товариществам, как юридическим лицам, на самом деле очень трудно выживать. Поэтому надо все-таки искать еще какие-то инструменты и механизмы, чтобы управляющая организация была действительно заинтересована идти навстречу людям и работать для того, чтобы дом обслуживался лучше.