Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

Парадоксы топливного рынка: поставки в Европу российского газа растут вопреки санкциям

Только России и Алжиру удалось в 2024 году существенно нарастить свою долю в поставках газа в Евросоюз, у большинства других стран-экспортеров Евростат зафиксировал их резкое сокращение. Соответствующие данные привело РИА Новости. Между тем официальный Брюссель достаточно давно провозгласил курс на постепенный отказ от использования ископаемого сырья, прежде всего российского. Выходит, если эта «декларация о намерениях» и работает, то с определенными оговорками.  

Эксперт Юшков объяснил загадочную тенденцию

В целом за восемь месяцев года Евросоюз сократил импорт газа (трубопроводного и СПГ) в 1,7 раза — до 49,2 млрд евро. По словам экспертов, всё дело в деиндустриализации региона: с марта 2022 года по август 2024-го промышленное производство в ЕС сократилось на 21%. Сильнее всего поставки упали у Катара (в 2,8 раза), Британии (2,5), Нигерии (2), США (1,8) и Норвегии (1,7 раза).

Медленнее всего объемы газового экспорта снижались у России и Алжира — лишь на 22% и 24% с января 2024-го. В итоге эти две страны существенно нарастили свое присутствие в европейском импорте: доля РФ выросла на 4,6% — до 18,3%, Алжира — на 4,9%, до 21,3%. Намного скромнее показатели прироста у Перу (+0,9%), Тринидада и Тобаго (+0,7%), Азербайджана (0,65%) и Сербии (0,55%). При этом главным поставщиком всё ещё остаются Соединенные Штаты с долей в 22%.

Ранее появилась информация от Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), согласно которой объемы экспорта российского трубопроводного газа в ЕС увеличились по итогам первых девяти месяцев 2024 года на 17%, составив 23,7 млрд кубометров. Главным маршрутом оказался трубопровод «Турецкий поток»: плюс 27% процентов в годовом выражении, до 12,2 млрд кубометров. В свою очередь, поставки через территорию Украины выросли на 7%, до 11,5 млрд. Есть также сентябрьские данные аналитической компании Bruegel, касающиеся совокупного (трубопроводного и СПГ) газового экспорта из РФ в РФ. За период с января по август он вырос на четверть, до 36,1 млрд кубометров.

Как так получается, что Европа, казалось бы взявшая курс на отказ от российских энергоносителей, включая газ любых видов, в реальности продолжает делать на них ставку? Ситуацию мы обсудили с экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

— Свои намерения руководство Евросоюза не подкрепило никакими нормативными документами, жесткими предписаниями. Не определены сроки, когда эта стратегия должна начать действовать. Соответственно, никто на континенте не обязан отказываться от российского газа. Отмечу, что Европа перестала быть премиальным рынком, каковым являлась в 2022-м и 2023 годах: здесь снизились и цены, и объемы потребления. А вот в Азии газа стали потреблять больше, поэтому многие традиционные поставщики (в ЕС) переориентировались на неё. Важнейший момент — фактическое перекрытие Суэцкого канала йеменскими хуситами, из-за чего и нефть, и СПГ доставляются в Европу преимущественно по более протяженному маршруту в обход Африки. В случае с СПГ есть дополнительная сложность: если его везти долго, он постепенно нагревается, переходит в газообразное состояние и улетучивается через клапаны в газовозах. Да, его можно повторно сжижать на танкере на специальной установке, пополняя запас. Но это — дополнительные энергозатраты, соответственно, тому же Катару выгоднее и проще отгружать свой СПГ в Азию. 

— А что, ситуация с российским СПГ другая?

— Принципиально другая. Его как раз проще и выгоднее экспортировать в Европу. Поскольку, чтобы доставлять СПГ с полуострова Ямал (основной источник) в Азию, нужно также огибать Африку, а это колоссальные транспортные издержки. Важно понимать, что еще при отгрузке сжиженного природного газа на танкер на Ямале право собственности переходит к международным трейдерам. У которых нет политической договоренности с йеменскими хуситами, чтобы те их не трогали. Раньше, до всех этих событий с коллапсом судоходства в Красном море, СПГ с Ямала можно доставить азиатским заказчикам через Суэцкий канал, предварительно перегрузив в Европе с танкера ледового класса на танкер не ледового класса. Сегодня это невозможно. 

— А почему в этом году настолько выросли трубопроводные поставки российского газа в ЕС?

— В прошлом году трубопроводы, прежде всего, «Турецкий поток» не были загружены на полную мощность. Сегодня они работают на своем максимуме. Здесь особенно важна роль коммерческого фактора: в 2023-м котировки в основном снижались — с $600-650 за тысячу кубометров в начале года до $300 в конце. Когда это происходит, выгоднее брать газ на спотовом рынке, поскольку у Газпрома по долгосрочным контрактам коррекция цен идет с некоторым опозданием. В 2024 году возникла обратная ситуация: сначала, в январе цена снизилась до $270, когда стало понятно, что подземных хранилищах остается много газа, и что зима на континенте будет теплой. А потом на европейском спотовом рынке цены на газ пошли в рост, а у Газпрома — нет. Соответственно, покупать у него стало выгоднее. Если в 2023 году Россия поставила в ЕС по трубопроводам (через «Турецкий поток» и украинский транзит) 28,2 млрд кубометров, то в текущем году ожидаются 30-33 млрд.

Чтобы был более радикальный рост, нужно запустить «новые-старые» газопроводы. Прежде всего, это «Ямал-Европа», идущий в Германию через Белоруссию и Польшу. Это южный маршрут транзитных поставок через ГИС «Сохрановка» на Украине. Это уцелевшая после диверсии нитка «Северного потока-2». Но все эти маршруты могут заработать только в случае кардинальных геополитических изменений, чего мы пока не видим.   

Кнопка «Наверх»