Профильный комитет ГД начал рассмотрение поправок в законопроект о бюджете, подготовленных ко второму чтению. Традиционно поддержку получили поправки «Единой России» и примкнувших к ней ЛДПР и «Новых людей», а предложения других депутатов горнило обсуждения не прошли. Дефицит ресурсов не позволил народным избранникам выдвинуть какие-либо масштабные инициативы. И даже по тем направлениям, куда кабмин согласился добавить денег, финансирование заметно отстаёт от того, что планировалось ранее.
Госдума готовит бюджет ко второму чтению, запланированному на 14 ноября. Работа, прямо скажем, непростая: к 900 правительственным поправкам депутаты добавили свои. В итоге общее количество исправлений достигло 1064, поэтому профильному комитету придётся рассматривать их два рабочих дня без перерыва. Впрочем, уже в понедельник стало ясно, что такой ритм способны выдержать не все — по мере приближения времени обеда кабинет стремительно пустел. А к вечеру интересующихся бюджетом народных избранников можно было и вовсе пересчитать на пальцах одной руки.
Перво-наперво депутаты успокоили российских пенсионеров: поправка в проект бюджета Фонда социального страхования предполагает, что если инфляция к концу 2024 года будет выше запланированных 7,3%, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней будут дополнительно доиндексированы. Правда, не уточнялось в какой срок это произойдёт — скорее всего не раньше весны.
«Единая Россия» вместе с ЛДПР и «Новыми людьми», как выяснилось, внесли 44 поправки, к которым также не возникло претензий у кабмина. Большинство из них, как сообщил глава комитета Андрей Макаров, относятся к соцполитике. В частности, поправками предусматривается выделение дополнительных средств Фонду «Защитники Отечества», а также увеличение финансирования программы реабилитации инвалидов, что также связано с проведением СВО. 60 млрд руб в 2025-27 гг предлагается добавить на региональные дороги, 7,1 млрд — на комплексное развитие сельских территорий, 13 млрд — на льготный лизинг для АПК, 7,8 млрд — на спорт, 3 млрд руб — на улучшение инфраструктуры детского отдыха. 1,6 млрд руб единороссы и иже с ними решили выделить на подготовку учителей русского языка для дружественных стран и издание 200 тыс учебников для преподавания русского как иностранного.
Источники изъятий (а напомним, что в рамках поправок перераспределялись ранее предусмотренные средства, а не новые) специально не озвучивались. Но судя по репликам, в основном деньги под депутатские инициативы были «вынуты» из программы национальная экономика и из Резервного фонда. Г-н Макаров великодушно предложил представителям других фракций записаться в соавторы к единороссам, поскольку все выдвинутые предложения являются результатом совместной работы. Из этих слов следовало, что личные инициативы народных избранников вряд ли найдут поддержку у комитета. Так оно в результате и получилось.
Владимир Кашин попытался привлечь внимание коллег трудностями отечественных сельхозпроизводителей. Поскольку объём их поддержки со стороны государства снижается, а кредиты сильно подорожали, выполнение весенне-полевой кампании находится «под большим вопросом» и, по всей видимости, потребует принятия «экстренных мер». «Не хотелось бы, чтобы развитие нашего агропрома поскользнулось на таком месте», — заявил Кашин, отметив, что ассигнования на развитие сельхозтерриторий со всеми добавками также заметно не дотягивают до ранее обещанных 206 млрд руб.
В свою очередь глава комитета по вопросам семьи Нина Останина предложила выделить 80 млрд руб на безопасность школ, вернуть кешбэк на детский отдых и сохранить на прежнем уровне расходы на софинансирование дополнительного образования детей (кружков и секций). Если в текущем году на эти цели выделено 22,6 млрд руб, то в 2025 — только 13 млрд. Останина также обратила внимание на хроническое недофинансирование программы обеспечения жильём детей сирот. Сейчас в очереди стоят 186 тыс человек, долг государства перед ними достиг 686 млрд руб. «С нынешними темпами на ликвидацию очереди уйдёт 68 лет», — посетовала Останина. Однако поправка, направленная на увеличение финансирования этой статьи, как собственно, и другие предложения комитета не нашли поддержки у представителей кабмина и коллег.
Когда депутатские «хотелки» кончились, комитет приступил к рассмотрению нескольких томов правительственных поправок. Как и предупреждал глава Минфина Антон Силуанов, значительная часть из них направлена на оборону, безопасность и нужды СВО. Конкретные суммы публично не озвучивались, однако стало известно, что увеличение ассигнований потребовалось в связи с ростом МРОТ и штатной численности вооружённых сил РФ, а также необходимостью строительства новых военных объектов . Представительница кабмина сообщила, что ряд поправок предусматривает уменьшение открытой части военных расходов за счёт увеличения закрытой.