«Зеленый» переход является формой неоколониализма в отношении развивающихся стран, при этом сами колонизаторы – развитые страны – внесли наибольший вклад в климатический кризис, именно на них приходится большая часть выбросов. А правительства, бизнес и инвесторы западных стран начинают ревизию своего подхода к «зеленой» повестке, которая обходится слишком дорого. Об этих мировых тенденциях в энергетике рассказал главный исполнительный директор НК «Роснефть» Игорь Сечин в своем докладе «Энергопереход и фантомные баррели: оставь надежду, всяк сюда входящий. В светлое будущее мировой энергетики возьмут не всех!», который он представил на Энергетической панели в рамках XXVII ПМЭФ.
«Под предлогом «зеленого» перехода на практике реализуется строительство «зеленого» неоколониализма», – заявил глава компании.
Он привел данные экспертов: в период с 1990 по 2015 год из развивающихся стран в развитые «утекло» ресурсов на сумму более 240 трлн долларов. «Энергопереход, то есть объявленная программа энергоперехода, является залегендированным мощным санкционным барьером для 88% населения Земли, для всех, кто не входит в «золотой миллиард». Это, по сути, необъявленные санкции, которые между тем применяются», – отметил он.
Совокупность дефицита энергии в результате энергоперехода и широкого набора прямых санкций, а также недобросовестной конкуренции привели к разбалансировке рынка. В пример можно привести ограничения, наложенные США на Венесуэлу, Иран и Россию. Эти санкции «затронули в общей сложности добычу почти 18 млн баррелей нефти в сутки и помогли США захватить значительную долю рынка». В результате энергоресурсы стали ведущей статьей экспорта США.
По словам главы «Роснефти», в отношении России Белый дом использует следующий подход: США стремятся сократить нефтяные доходы РФ, что подразумевает под собой «вытеснение морского экспорта российской нефти с мирового рынка». Односторонние действия американского регулятора приводят к волатильности и непредсказуемости энергорынка.
Несмотря на навязываемую всему миру «зеленую» повестку, именно развитые страны, представляющие сегодня меньшинство населения планеты, внесли наибольший вклад в климатический кризис.
В подтверждение своих слов Игорь Сечин отметил, что на текущий момент, по данным ООН и негосударственных исследовательских институтов, на развитые страны приходится 65% совокупных выбросов, произведенных за последние 200 лет, а 10% самого богатого населения мира ответственно за половину всех выбросов СО2. При этом на самый богатый 1% населения планеты приходится в два раза больше выбросов углекислого газа, чем на самые бедные 50%, а весь Африканский континент производит менее 4% выбросов в мире.
Глава нефтяной компании подчеркнул: «Энергопереход должен быть сбалансирован и направлен на удовлетворение интересов большинства, которое обеспечит рост энергопотребления в ближайшие годы, то есть развивающихся стран».
При этом, по словам спикера, сами европейцы уже замечают, что «климатическая политика их стран бьет по их же собственному карману, вызывая рост цен на энергоресурсы, недвижимость, транспорт и продукты питания». В результате этого европейский счет за «зеленую» повестку скоро превысит полтриллиона евро, и это далеко не окончательная цифра.
«Отдельные страны ЕС, такие как Германия, Франция, Бельгия, Швеция и другие, уже готовы пересматривать свой подход к выполнению целей так называемого Зеленого Пакта Европы. А Всемирный банк в своем недавнем отчете сдвинул сроки достижения целей «зеленого» перехода на десять лет вперед, к 2060 году. Мы уверены, что цели по выбросам будут еще неоднократно пересматриваться», – констатировал глава компании.
Говоря о представителях крупного бизнеса, он отметил, что в контексте пересмотра собственного подхода к «зеленой повестке» компания Shell уже отказалась от цели по снижению выбросов на 45% к 2035 году и планирует сократить персонал в подразделениях, занимающихся борьбой с изменением климата.
Кроме того, «зеленый переход» отрицательно сказался на положении британской BP. Ставка компании на лидерство в этой отрасли не сработала, и с момента объявления новой стратегии достижения углеродной нейтральности в 2020 г. котировки акций компании снизились на 3% на фоне роста показателей европейских и американских супермейджоров более чем на 20-60%. «Инвесторы открыто называют акции BP «мертвыми деньгами», – отметил Сечин.
В связи с этим руководство британской компании уже публично заявило, что цель по снижению добычи к 2030 году может быть скорректирована. Глава «Роснефти» отметил, что за год общий долг BP вырос на 12% и по состоянию на конец 1-го квартала 2024 года превысил 64 млрд долларов.
Вместе с тем, по его словам в «зеленом переходе» разочаровываются и инвесторы.
Так, крупнейший оператор финансового рынка и апологет энергетического перехода – компания BlackRock – находит своим инвестициям другое применение, отличное от «зеленых» технологий. В том числе, это американский ВПК.
«Вложения только в пять крупнейших компаний оборонной промышленности превышают 20 млрд долларов, первоначально предназначенных для «зеленого» перехода», – заявил спикер.