Предпринимательство

Почему возникает кассовый разрыв и 5 способов его избежать – Анатомия Бизнеса

Содержание статьи:

Почему возникает кассовый разрыв и 5 способов его избежать Рецепты роста для …

Цифровая трансформация изменила подходы к маркетингу и продажам, особенно в …

1014 24.1.2025 Как я потерял …

Я работал наёмным сотрудником, менеджером, в обычной компании в своём …

1017 24.1.2025 Почему возникает кассовый разрыв и 5 способов его избежать Автор: Ольга Сыса

Кассовый разрыв — боль предпринимателей, как начинающих, так и тех, кто в бизнесе давно. В системе управления финансами компании много показателей, метрик, значения которых интерпретируются по-разному, а вот что такое «кассовый разрыв», знают все, кто с ним сталкивался. Эксперт по корпоративным финансам, основатель собственной консалтинговой практики Ольга Сыса рассказала, почему возникает дефицит бюджета и как его избежать.

Как и у медали, у этого явления две стороны. Разница лишь в том, кто управляет этим процессом: «кассовый разрыв» вами или вы им.

В первом случае это проблема, которая чревата серьёзными последствиями — нарушением обязательств перед контрагентами за срыв поставок, закупок, перед персоналом за несоблюдение сроков выплаты заработной платы, перед налоговой, когда наступает день уплаты налогов, а денег на счёту нет. Дело может закончиться даже банкротством и закрытием предприятия.

Во втором случае «кассовый разрыв» — часть операционной модели вашего бизнеса, и вы, как предприниматель, всегда знаете, когда он наступает и какими способами вы будете его закрывать.

Основные причины возникновения «кассового разрыва» и способы его избежать

«Кассовый разрыв» не является «кассовым разрывом»

Не спешите возмущаться. Прежде чем решать причину нехватки средств и привлекать заёмный капитал, убедитесь, что бизнес приносит прибыль и «кассовый разрыв» — это не следствие убыточных процессов.

Разница, прежде всего, в том, что «кассовый разрыв» — это временные проблемы с деньгами. Помните известную фразу Б. Березовского: «Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет»? Так выглядит «кассовый разрыв». А вот если ваша операционная модель изначально убыточна, то дефицит бюджета будет постоянным явлением в компании. Да, вы можете какое-то время продержаться на оборотных средствах, подсесть на «кредитную» иглу, но концовка у этой истории вполне предсказуема.

Привлечение финансирования или закрытие «кассовых разрывов» личными деньгами

Что происходит в этом случае:

  • Вы упускаете момент, когда причина на самом деле более серьёзная, чем нехватка денег на счетах (см. пункт 1).
  • Лёгкий доступ к финансированию, личные деньги собственника, кредитные линии и прочие варианты снижают вовлечённость топ-менеджеров разбираться в истинных причинах этого события и искать варианты внутри компании. Например: провести работу по управлению дебиторской задолженностью, пересмотреть политику предоставления отсрочки покупателям, в то время как вы сами работаете по предоплате. А складские остатки — «кладбище», где похоронены миллионы ваших оборотных средств.

Кратный и резкий рост бизнеса

Это как раз тот случай, когда незаметные ошибки, которые вы совершали, будучи «маленькими», начинают принимать угрожающие масштабы. Даже банки, когда анализируют деятельность компании и выносят решения о финансировании, относят компании, обороты которых резко выросли, к группе высокого риска. В этом случае важно умение управлять процессом роста и понимать, что часть инвестиционных вложений, к которым относится найм новых сотрудников, расширение производственных площадей, увеличение расходов на маркетинг, нужно сделать «сегодня», а доходы от этих действий вы получите «завтра». И как раз в этот промежуток времени возникает «кассовый разрыв», размер которого важно понимать, знать, из каких источников вы будете его финансировать, и, главное, когда и из каких источников вы будете возвращать привлечённые средства. Если на этапе масштабирования этого понимания нет, вы рискуете уйти «в пике», набрав максимальную высоту.

«Мой бизнес — мои деньги»

Здесь важно понимать простую вещь: на разных этапах вы взаимодействуете со своим бизнесом из разных ролей:

  • как собственник вы получаете дивиденды по правилам и условиям, описанным в дивидендной политике;
  • как генеральный или коммерческий директор вы получаете заработную плату, не формальную, для налоговой, а рыночную;
  • как кредитор или инвестор вы получаете проценты за предоставление заёмных средств.

Если не соблюдать эти правила и бессистемно извлекать деньги из бизнеса, вы, сами того не подозревая, станете причиной «кассового разрыва», так как берёте из бизнеса больше денег, чем он приносит прибыли.

Отсутствие планирования

Если в компании нет чёткого плана по движению денежных средств на ближайшие три месяца, а лучше — год, то она автоматически становится уязвимой перед непредвиденными ситуациями, что затрудняет оперативное управление компанией со всеми вытекающими последствиями.

Решение: регулярный финансовый менеджмент — анализ, работа с плановыми показателями и прогнозами помогут вовремя выявить слабые места в управлении финансами, избежать «кассовых разрывов» и принимать корректирующие решения.

Какими бы ни были причины, решение есть всегда. Перестаньте относиться к «кассовому разрыву» как к серьёзной проблеме. Ваша задача — организовать управление финансами в компании так, чтобы любой «кассовый разрыв» стал для вас тем событием, о котором вы узнаете своевременно. У вас будет решение, что с этим делать, и, главное, вы будете понимать, почему это случилось. Проактивное управление финансами защитит ваш бизнес не только от «кассового разрыва», но и от любых финансовых потрясений.

Кнопка «Наверх»