Отсутствие культуры приема гостей, неуважение со стороны местных – вот самая частая жалоба на Абхазию со стороны российских отпускников. Принимающая сторона обвиняет зеркально: отсутствие культуры пребывания в гостях, неуважение к местным. Для понимания проблемы мы сравнили претензии гостей и хозяев по конкретным пунктам.
Примечательно, что жалующиеся туристы называют себя «неизбалованными», а иначе поехали бы не в относительно бюджетную Абхазию, а «куда получше». А принимающая сторона считает себя очень гостеприимной, для которой «желание гостя – закон». Недовольные российские отпускники сообщают свои претензии Рунету, не рекомендуя тот или иной абхазский курорт, о чем абхазцы оттуда же и узнают, но свои ответные аргументы в Сети не размещают.
— У нас так не принято – жалобы катать, — поясняет владелец кафе из Пицунды Баграт. – Если что не нравится, скажи в лицо. А это как нож в спину.
Абхазцы не так «оцифрованы», как россияне, поэтому ежедневно поверять свои мысли Всемирной Паутине у них действительно не принято. Как и высказывать гостям свое недовольство. Как же они поступают, копят раздражение?
— Вот недавно ваш турист на весь Интернет растрындел, что ему и музыка слишком громко звучала из пляжного кафе, и то, что это русская музыка, его раздражало, и то, что местные жгли на пляже мусор, — перечисляет Баграт. – А я вам так скажу. Если б я приехал на ваш курорт, а там моя родная музыка, я бы спасибо вам сказал! Мне было бы приятно, я бы понял, что ее ради меня включили. И что громко, хорошо. Значит, не стыдятся моей музыки, и вообще у нас, когда праздник, музыка должна быть громко. А гость в доме – это праздник.
— А жечь мусор на пляже зачем?
— А зачем его там набрасывать? – парирует Баграт. – Вы думаете, у нас нет мусорных баков?! Приезжайте и посмотрите, их полно! Но ваши же отдыхающие окурки зарывают в песок или в гальку, там же кидают пакеты и одноразовые лотки от еды, салфетки, огрызки, бутылки пластиковые и стеклянные. Поэтому то, что можно сжечь, сжигается, но не на пляже, конечно, а на специальной площадке. Вывозить далеко по нашим горам очень дорого, да и нет у нас специального места.
Проблему подтверждают и в Гагре: там недавно проводили очень дорогостоящую операцию по вывозу мусора из ущелья. Туристы, любовавшиеся видами со смотровой площадки, заодно кидали вниз окурки, пустые пачки, стаканчики из-под мороженого и воды и так далее. Отходов от экскурсантов на дне ущелья набралось на целый самосвал, но самое сложное было поднять мусор на уровень дороги: потребовались канаты, корзины и профессиональные альпинисты.
Выяснилось также, что недовольный россиянин и не видел, как сжигают пляжный мусор, а лишь учуял утром запах того, что неподалеку с пляжем что-то жгли. Его же возмутил «плохой сервис: туристов катают на «бананах» прямо вдоль береговой линии, и брызги летят на загорающих.
— Отдыхающие сами просят катать их вдоль берега, — пожимает плечами Данат, «бананщик» из Сухуми. – Катаются-то в основном с детьми, вот и боятся в открытое море, хоть и в спасжилетах. К тому же, в последние дни было предупреждение, что в любой момент может начаться шторм. Туристы сами уговаривали быстренько их прокатить, пока не началось. Потихонечку вдоль пляжа.
У тех российских туристов, кто любит Турцию, но в этот раз попал только в Абхазию, главная претензия к уборке номеров и расторопности обслуживания в кафе.
На это у обвиняемых свои резоны: с трапезой у них вообще торопиться не принято, надо сидеть и наслаждаться моментом. А горничные даже стесняются рассказывать дома, что наблюдают в номерах.
— Конечно, не у всех, но у многих утром, когда они уходят на пляж, номера в таком состоянии, что я уж и не знаю, что они там по ночам делают, — делится Аша, служащая дежурной по этажу в известной с советских времен пицундской здравнице. – Дня не проходит, чтобы на пол чего-нибудь липкого не пролили, столы все в чем-то жирном, в туалет даже страшно зайти…
Аша добавляет, что гости на отдыхе «слишком много пьют, а потом в номерах их тошнит». На что гости сообщают, что причина не в злоупотреблении вином, а в некачественной абхазской еде, нормальной нет даже на рынках. А уж о кафе, ресторанах и магазинах и говорить не приходится.
— Туристам не нравится, что мы небогаты, — говорит 79-летняя Ламара из поселка Цандрипш. – Что многие здания не восстановлены, что европейскому сервису мы не обучены. Да, мы бедная страна, на восстановление после войны нам нужно время, силы и деньги, но гости же знают, что не на Лазурный берег едут!
К абхазским руинам и «заброшкам» российские туристы как раз относятся хорошо, любят экскурсии по всяким развалинам советских санаториев и дач. Но вот к гидам и водителям туристических автобусов у них претензии. Первые во время поездки пристают к туристкам, а вторые едут так, будто участвуют в гонках на выживание. А иногда без отрыва от гонок тоже пристают к экскурсанткам. 18-летнюю туристку, путешествующую с мамой, возмутило, что гид в возрасте 40+ во время экскурсии стал приглашать ее на свидание, а когда она отклонила ухаживания с формулировкой, что он слишком стар для нее, как ни в чем не бывало переключился на ее мать.
На такое принимающая сторона отвечает, что пристают у них не ко всем гостьям, а только к тем, которые сами этого хотят. А на вопрос, как же абхазские мужчины это понимают, показывают памятку, которая с начала сезона уже распространена в виде табличек в туристическом жилье и местах скопления гостей. В ней 5 пунктов, касающихся не только женщин, но и мужчин: в купальниках можно ходить только на пляже, уходите с пляжа — обязательно оденьтесь, это касается и детей; загорать без купальника не рекомендуется даже на диких пляжах; мужчинам вне пляжа лучше не надевать слишком яркие, вызывающие вещи, не ходить в облегающих шортах или с голым торсом; и мужчинам, и женщинам стоит убрать или скрыть пирсинг и татуировки, а мужчинам вынуть из ушей серьги, это может вызвать агрессию; дамам не стоит носить короткие топы, вещи с глубоким декольте, мини-юбки, шорты, полупрозрачную одежду – такую одежду абхазские мужчины воспринимают как приглашение к знакомству. И если девушка в декольте до пупа отказывается с ними знакомиться, будут искренне недоумевать и злиться.
Единственное, на что контраргументов у принимающей стороны не нашлось – это проблемы с общественным транспортом, лихачество местных водителей и плохая медицина. Маршрутку можно прождать целый день, да так и не дождаться, а экскурсионные автобусы на абхазских серпантинах нередко терпят крушения из-за того, что за рулем «джигит, которому тормозить – позор». А если едете с детьми или хроническими заболеваниями, рассчитывайте только на собственную аптечку и знания, толковый медпункт в Абхазии вы будете искать примерно столько же, сколько ждать маршрутку.