Министерство финансов подготовило и внесло в правительство законопроект об изменениях в налоговой системе. Ключевые изменения, как и ожидалось, коснулись налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Кроме того, изменениям подверглись принципы взимания НДС для предприятий малого бизнеса (при изменении параметров использования упрощенной системы налогообложения), а также налога на добычу полезных ископаемых.
Рядовых граждан, конечно, больше всего беспокоит ставки налога на доходы физических лиц. Здесь вводится пятиступенчатая система прогрессии ставки налога. При этом минимальная ставка будут взиматься со всех работников до достижения уровня годовой оплаты труда в 2,4 млн. рублей. Переводя на месячный объем заработной платы, это как раз те 200 тыс. рублей, о которых уже говорилось ранее. Всего же, по нашим оценкам, под прогрессивную шкалу налогообложения может попасть примерно 3% от граждан, выплачивающих НДФЛ, или примерно 2 млн чел. В общем, это относительно небольшая часть от экономически активных граждан. Соответственно, и объем дополнительных доходов бюджета будет относительно невелик. Мы оцениваем его в условиях 2025 года в 140 млрд рублей, или примерно в 0,1% от ВВП. Эта сумма может быть несколько увеличена за счет повышения налогообложения других видов доходов (дивиденды, продажа акций и иных активов), но не радикально.
Казалось бы, стоило ли усложнять систему взимания налога при таком скромном выигрыше? Скорее всего, да. Во-первых, этот шаг направлен на расширение принципов социальной справедливости, что востребовано российским обществом. Как показал опыт введения 15% ставки НДФЛ для доходов свыше 5 млн рублей в 2021 году, «окрашивание» сборов и направление собранных средств на высокотехнологичную медицинскую помощь детям положительно воспринималось в т.ч. самими плательщиками налогов. Во-вторых, он поддержит набор мер правительства по расширению механизмов перераспределения расходов в отношении семей с двумя и более детьми с невысокими доходами. Механизм налогового «кэшбека» за счет средств федерального бюджета позволит снизить налоговую нагрузку на такие семьи. В-третьих, в результате изменений налоговой системы произойдет справедливое перераспределение средств между регионами, поскольку дополнительно собираемые налоги будут направлены в т.ч. на выравнивание социально-экономического положения субъектов через трансферты федерального бюджета.
Все это говорит о том, что российское общество и его наиболее обеспеченные группы готовы к постепенному наращиванию объемов перераспределения доходов внутри населения (напомним, что перераспределение – это одна из функций налогов). По этому показателю наша страна пока еще уступает ведущим экономикам мира. Если в экономиках развитых стран в пользу наименее обеспеченных граждан перераспределяется до 15% от ВВП, то в России уровень в 10% достигался только в период пандемического кризиса. В «спокойные» годы это менее 7%, что ограничивает эффективность социальной политики и осложняет борьбу с бедностью.
Возникает вопрос, а не приведет ли рост налогов на доходы наиболее обеспеченных россиян к снижению их уровня потребления и негативным последствиям для экономического роста? По нашим оценкам, нет. С высокой вероятностью у высокодоходных групп населения рост налогов будет на первых порах компенсироваться за счет снижения сбережений при сохранении уровня потребления. В свою очередь у низкодоходных групп населения спрос будет расти. Таким образом, будет формироваться итоговый позитивный импульс для роста экономики.
Существуют ли риски при введении новой шкалы НДФЛ? На наш взгляд один из них может быть связан как раз с возможным снижением уровня сбережений. Обеспеченные россияне играют существенную роль в формировании банковских депозитов, оказывают положительное влияние на финансовую систему. В этой связи, с одной стороны, хотелось бы поддержать политику Правительства, которое не повышает уровень налогообложения депозитных счетов. Дополнительно можно также заранее подумать о дополнительных стимулах для организованных частных сбережений на случай, если ситуация будет к этому подводить. Кроме того, повышение ставок по НДФЛ в дальнейшем можно было бы дополнить расширением механизмов налоговых вычетов за потребление отечественных высокотехнологичных товаров и услуг. Это могло бы существенно поддержать объем предложения таких товаров.
Более существенным выглядит предложение по повышению ставки налога на прибыль до 25%. Здесь речь уже может идти о суммах, составляющих до 2 трлн рублей, или примерно 5% от текущего объема инвестиций в основной капитал. Дискуссии в экспертном сообществе, между бизнесом и правительством показывают, что ключевым вопросом является не сама по себе ставка, а принципы налогообложения прибыли, которые должны быть зафиксированы на длительный срок. Главное, что волнует бизнес, – предсказуемость налоговой системы. В силу ряда обстоятельств в последние годы здесь наблюдались элементы нестабильности, связанные с использованием разовых сборов, в том числе связанных с изменением внешнеторговой и курсовой конъюнктуры. Судя по заявлениям Минфина, новая ставка налога на прибыль может остановить такую практику.
С точки зрения влияния на экономику принципиально важным является вопрос о том, на что будут потрачены дополнительные налоговые сборы. Если речь идет об их приоритетном направлении на цели структурно-технологической модернизации, то можно говорить о том, что новая налоговая ставка будет выполнять перераспределительную функцию, направляя средства в приоритетные сектора экономики. С поддержкой технологического развития связано также предложенное правительством увеличение коэффициента налогового вычета для затрат на НИОКР.
Остается открытым вопрос о расширении применения инвестиционного вычета для бизнеса. Очевидно, что он будет подниматься в рамках дискуссии перед принятием поправок в Бюджетный кодекс. Конечно, в пользу такого решения есть ряд доводов, ключевой из которых состоит в том, что в этом случае налог будет играть не только фискальную и перераспределительную, но и стимулирующую роль. Однако окончательное решение требует глубокой проработки, ориентированной на достижение максимального позитивного результата для экономики и инвестиционного процесса.
В ближайшее время внесенные поправки будут дополнительно обсуждаться и приниматься в парламенте, соответственно – Минфин подробнее расскажет о целях предлагаемых изменений и их роли в достижении обновленных национальных целей развития.