За продление срока действия указа президента об обязательной продаже валютной выручки компаниями-экспортерами еще в конце января высказался Минфин РФ. При этом Банк России неоднократно выступал против продления данного документа, указывая, что в укреплении рубля в четвертом квартале 2023 года основную роль сыграл сильный платежный баланс и высокая ключевая ставка. Действие указа президента закончится 30 апреля, а сигнала от властей о том, какое решение будет принято, нет. Что задумали «сильные мира сего», почему молчат и как это может отразиться на рубле, «МК» выяснил у экспертов.
Напомним, что указ об обаятельной продаже валютной выручки экспортерами в период до 30 апреля 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал 11 октября прошлого года. После этого курс доллара, который до того несколько раз достигал значения в 101 рубль на Мосбирже, начал снижаться и концу года стабилизировался в коридоре 90-91,5 рубля за доллар. Однако в Банке России утверждают, что в снижении курса нацвалюты решающую роль сыграла не продажа валютной выручки, а укрепление торгового баланса и эффект от проводимой регулятором жесткой денежно-кредитной политики, то есть, поддержания высокой ключевой ставки.
Зато в Минфине, наоборот, связывают достигнутый рублем успех с подписанным президентом указом, и в конце января поддержали продление срока действия механизма обязательной продажи валютной выручки, «показавшего свою эффективность». При этом в ведомстве Антона Силуанова допустили корректировку схемы возврата выручки «если экспортеры будут сталкиваться с трудностями при ее возвращении».
Эксперты спорят о том, кто же из сторон прав. «Сейчас со стабильностью курса рубля справляется Центробанк, — считает эксперт по финансовым рынкам УК «Альфа-Капитал» Николай Солабуто. — Нет повышенного спроса на иностранную валюту от населения. Вероятно, решили посмотреть, как будет вести себя курс после отмены обязательной продажи валюты. Сейчас все сходится к тому, что курс останется стабилен в последующие месяцы. У него есть свои циклы, и до августа рубль рос, поэтому правительство с Центральным банком не опасаются за курс нацвалюты».
ЦБ РФ уверен, что действие указа на курс рубля не оправдывает негативный эффект для экспортеров, у которых повышаются издержки на конвертацию и формируются новые трудности с трансграничными расчетами. «Мы солидарны в этом вопросе с регулятором, что подтверждают и данные по платежному балансу: иностранные активы в марте увеличились на $15,5 млрд против роста на $4,2 млрд в феврале. То есть, объемы экспорта растут, но реальные платежи не доходят до России из-за проблем с оплатой вследствие санкций, — продолжает тему аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева. — Соответственно, обязательная продажа валютной выручки дополнительно осложняет жизнь экспортерам».
Другая часть аналитиков напоминает, что для валютного рынка справедлив закон спроса и предложения. Все решения, которые способствуют притоку иностранной валюты на него или сокращают отток, благотворны для рубля. «Безусловно, когда экспортёров обязали продавать на внутреннем рынке большую часть своей выручки, это не могло не повлиять на валютный курс, — вступает в спор советник по инвестициям ИК Fontvielle Максим Фёдоров. — Если оценивать последствия от отмены указа президента, то я бы исходил от того, как это решение повлияло на рынок в октябре-ноябре. Эффект был следующий: за неполный месяц рубль укрепился к доллару США на 8,4%, к евро — на 7,6%, к юаню — на 8,3%. Конечно, нужно учитывать, что рынки в тот момент ощутили и первый эффект от повышения ключевой ставки, так как с первого подъёма как раз прошло около 3 месяцев, а это минимальный срок для того, чтобы она начала влиять на разные экономические сферы. Однако я всё же связываю данное локальное ралли преимущественно с указом». Таким образом, отмена указа президента при прочих равных способна ослабить рубль на 7-8% к ключевым валютам, делает вывод эксперт.
Доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Михаил Гордиенко, со своей стороны считает, что решение о судьбе указа будет придерживаться правительством, как и другие ключевые шаги, до последнего, чтобы у недружественных стран не было возможности ознакомиться с их анонсом и противодействовать им.
«Мы полагаем, что окончательное решение правительством ещё не принято, поэтому пока нет чёткой информации о будущем указа, — высказывает мнение главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев. — На минувшей неделе глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что правительство внесло предложения по продлению данной меры до конца 2024 года, но пока решение не принято». Напомним, что сейчас экспортёры должны зачислять на счета в российские банки не менее 80% полученной валюты и продавать не менее 90% зачисленной выручки. «Мы полагаем, что мера будет продлена после 30 апреля, но параметры продажи (80% и 90%, или сроки продажи) могут быть смягчены, и экспортёры будут продавать меньшие объемы валюты, чем сейчас», — пояснил аналитик.
По мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаила Зельцера, валютные барьеры в части нормативов репатриации выручки экспортеров в общем сохранятся и после апреля. Правда, возможны некоторые послабления для отдельных компаний внешнеэкономической деятельности. У него не вызывает никакого сомнения высокая эффективность этих нормативов для восстановления курса рубля. Достаточно оценить динамику рубля после осеннего указа, и вопросы отпадут: за считанные месяцы рубль укреплялся почти со 102 рублей до ниже 88 рублей за доллар.
По словам начальника отдела анализа банков и денежного рынка ИК «Велес Капитал» Юрия Кравченко, если действие указа об обязательной продаже валютной выручки не будет продлено с мая, то доллар, евро и юань хоть и не сразу, но могут попытаться постепенно обновить апрельские биржевые максимумы. Сейчас это, соответственно, 94,54 рубля, 101,4 рубля и 13 рублей.