Председатель КНР Си Цзиньпин начал недельный дипломатический визит в Южную Америку, открыв крупный глубоководный порт в Перу, на развитие которого Пекин инвестировал 1,3 миллиарда долларов. Это событие направлено на расширение торговли и укрепление влияния Китая на континенте.
С учетом растущего спроса Китая на сельскохозяйственные товары и металлы из Латинской Америки, Си Цзиньпин собирается принять участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме, а затем отправится на саммит G-20 в Рио-де-Жанейро, куда также запланирован государственный визит.
В открытии порта Чанкай, расположенного на побережье Тихого океана, Си Цзиньпин и президент Перу Дина Болуарте участвовали по видеосвязи. Сообщается, что главы двух государств подписали соглашение о расширении действующего соглашения о свободной торговле. Председатель КНР отметил, что порт Чанкай с 15 причалами стал успешным стартом «морского шелкового пути 21 века» и частью китайской инициативы «Один пояс, один путь», которая возрождает древний маршрут Великого Шелкового пути.
Си Цзиньпин подчеркнул готовность Китая сотрудничать с Перу для использования нового порта как отправной точки для создания нового морского коридора между Китаем и Латинской Америкой, который соединит Великую тропу инков — историческую сеть дорог инков 15 века.
Согласно информации El Peruano, глава Китая заявил, что проект в Чанкае принесет ежегодный доход в размере 4,5 миллиарда долларов, создаст более 8 тысяч рабочих мест и сократит логистические расходы на маршруте Перу-Китай на 20 процентов.
По словам директора Торговой палаты Чанкая Марио Очарана, первое судно должно выйти из порта на следующей неделе с грузом перуанских фруктов для доставки в Китай. Очаран отметил, что основная мотивация Пекина для развития мегапорта заключается в доступе к соседней Бразилии, где планируется строительство новой железнодорожной линии для транспортировки бразильских экспортных товаров, таких как соевые бобы и железная руда.
Стоимость железнодорожного проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов, по словам менеджера проекта Марио де лас Касаса. Он добавил, что создание этого транспортного коридора имеет «решающее значение» для улучшения перевозок соевых бобов, так как Бразилия является крупнейшим поставщиком этого товара в Китай.
Открытие порта совпадает с усиливающимся стремлением Пекина расширить доступ к природным ресурсам Латинской Америки на фоне напряженности в торговых отношениях с Европой и возможных новых тарифов США на китайский экспорт при администрации Трампа.
Исследователь латиноамериканского вопроса Роберт Эван Эллис отметил, что порт Чанкай сделает судоходство между Латинской Америкой и Китаем более эффективным. Благодаря возможности принимать крупнейшие суда грузоотправителям не придется консолидировать контейнеры в промежуточных пунктах, что снизит затраты и время обработки.
«Чанкай демонстрирует стремление Китая обеспечить безопасный доступ к ресурсам и рынкам и его успешные усилия по созданию глобальной добавленной стоимости», — добавил Эллис.
Однако крупные инвестиции Китая в Чанкай вызывают беспокойство в Вашингтоне. Отмечается, что Китай обогнал Соединенные Штаты Америки и стал крупнейшим торговым партнером таких стран, как Перу. Китайская газета Global Times подчеркнула, что порт «ни в коем случае не является инструментом геополитической конкуренции», назвав высказывания США о потенциальном военном использовании порта «клеветой».