Небольшое, но заметное и для многих неприятное изменение в московской розничной торговле: из сетевых супермаркетов исчез «немолодой» картофель прошлого урожая. Обычно он продается как минимум до июля, но в этом году пропал из продажи в мае, если не раньше. Вместо него — мытый и не очень, импортный или отечественный, но молодой. Разумеется, стоит он в несколько раз дороже. Что произошло с «картофелем немытым, Россия», а равно с такой же пролетарской морковью и другими овощами — выяснял «МК».
С одной стороны, на овощные прилавки даже недорогих сетевых магазинов теперь приятно посмотреть: картошечка мытая (а даже если и нет — сверкает желтыми боками в комьях земли), отборная, крепкая. Морковь такая же. Только стоит не 20–30 рублей за килограмм, как овощи прежнего урожая, а 80 и дороже. Кому-то, конечно, ерунда — но кому-то и ощутимо.
Раньше рядом с мытой и молодой картошкой всегда лежала обычная, «как при советской власти», сейчас она тихо исчезла, и выбора нет ни в дорогих, ни в дешевых магазинах. Сужение выбора отметили, конечно, прежде всего пенсионеры.
«В месяц у меня съедается примерно 5 килограммов картошки — и супы, и гарниры, — рассказывает 72-летняя Валентина Завьялова. — Разница в 60 рублей за килограмм дает 300 рублей, это не бог весть что, но все равно неприятно. А самое противное — что меня лишают выбора. Нужна молодая картошка (да еще импортная), не нужна — есть только она. Куда делись огромные овощехранилища?»
К счастью, предположения о неурожае не подтвердились: если выехать из Москвы, прошлогодний картофель в продаже найти вполне можно. «Вижу его в продаже и в Екатеринбурге, да и в Питере встречал, — отмечает аналитик продовольственного рынка Иван Кузнецов. — Поэтому сказать, что его нет, я не могу. Но, похоже, есть несколько моментов, которые создают такую ситуацию».
По словам эксперта, значительные объемы дешевого картофеля сейчас идут на продовольственное обеспечение новых регионов — это миллионы людей. Кроме того, «платежеспособные регионы могут позволить себе дорогой картофель нового урожая, а менее платежеспособные — нет, — говорит Кузнецов. — Поэтому торговые сети вполне могут перераспределять недорогие продукты в пользу регионов, в которых они востребованы».
Представитель одного из агрохолдингов Липецкой области подтвердил «МК», что запасы картофеля прошлого урожая в хранилищах пока не закончились. При этом со спросом проблем, по словам аграриев, нет: постоянные клиенты (сетевые ретейлеры и общепит) выкупают продукцию не менее активно, чем делали это год назад.
При этом оказалось, что и у самих аграриев есть заинтересованность продавать именно молодой картофель. «Сами посудите, сейчас мы его можем продать с хорошей маржой, а выручка очень нужна на основную уборочную, — рассказал «МК» торгующий в Москве фермер из Рязанской области Олег К. — А старый картофель мы продадим дешевле, деньги за него получим позже, к тому же придется платить за его хранение. Если бы можно было продавать с колес весь урожай летом, как это делается с фруктами, это было бы счастье»!
По оценке аналитика Ивана Кузнецова, издержки хранения картофеля намного ниже, чем, скажем, яблок — корнеплоды не требуют такого температурно-влажностного режима. Но, безусловно, стремление продать картофель дороже (раз это возможно) для аграриев вполне объяснимо. Тем более что «дорогие москвичи» терпят и покупают его в отсутствие немытого.
А вот с морковью ситуация немного другая: овощей прошлогоднего урожая в хранилищах уже почти не осталось. «Уже давно не закладывают столько моркови, чтобы, как в прежние времена, хватало до середины лета, — рассказывает Олег К. из Рязанской области. — Если мы не говорим, конечно, о личных подсобных хозяйствах, где живут со своего огорода. Там у бабушек еще что-то осталось. Но крупные производители и уж точно магазины рассчитывают на то, что ранней весной уже появляется импортная красивая молодая морковка, причем недорого. И люди берут именно ее, а не прошлый урожай, который еще надо сохранить».
Аналогично дела обстоят с капустой, свеклой и репчатым луком — другими традиционными составляющими нашего «борщевого набора». Выходит, что за по-настоящему дешевыми овощами летом нужно ехать в соседние с Москвой регионы: туда их еще поставляют. А на москвичей ретейлеры (и вслед за ними поставщики) попросту махнули рукой: богатые, заплатят и побольше за молодые овощи.
Вот только получается, что эта оптимизация — ценой не только кошельков небогатых москвичей, но и продовольственной безопасности. Ведь если по осени картофеля и других овощей закладывается в хранилища меньше — в расчете на импорт, — весной, если с импортом что-то случится, еды может физически не хватить. Подумали ли об этом ретейлеры, неизвестно.