Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

Экономист пояснил, почему новогодние ели подорожают на 10-20%

В этом году живые новогодние елки в России подорожают: премиальные импортные – в среднем на 20%, отечественные – на 10% по сравнению с прошлым годом. По словам участников рынка, это связано с комплексом объективных факторов – от общей инфляционной динамики до роста зарплат у лесозаготовителей, издержек на логистику, складские помещения, бензин. Впрочем, есть и менее очевидные обстоятельства, о которых ниже.

«В принципе, можно и фикус нарядить»

В 2023-м средняя стоимость за метр сосны и ели составляла одну тысячу рублей, сейчас — от 1200 до 1500 рублей. За европейскую (Дания, Австрия, Польша, Германия) пихту, котораядоставляется в Россию извилистыми путями «серого импорта», через Казахстан и сопредельные страны, покупателям придется отдать от 10 тысяч рублей за метр, а не 8 тысяч, как в прошлом году. Кроме того, в конечную цену закладываются колебания курса евро. 

Что касается деревьев, выращенных на российской земле, они в среднем обойдутся в 1,2–1,5 тысячи рублей за метр, вместо прошлогодней тысячи. Традиционно отечественные ели привозят из Пермского края, а русскую сосну — из Самары и Челябинской области. По словам ритейлеров, массовая торговля новогодними елками начнется уже с 20 декабря, а пик спроса придется на выходные, которые в текущем году выпадают на 21—22 и 28—29 декабря. На базарах елки будут стоить чуть дороже, чем в магазинах: в конечную цену включается аренда торговой точки и оплата продавцу, дежурящему на этом месте едва ли круглосуточно. 

— Ситуация понятная: товар живой, разовый, у него довольно ограниченный срок использования, и всегда есть некий риск возникновения дефицита, — рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Если не успеликупить дерево идеальной формы, не исключено, что столкнетесь с чем-то неудобоваримым, с кривыми и осыпающимися ветками. Хотя вам и сделают скидку. Кстати, непосредственно под Новый год цены на елки всегда подрастали, как и стоимость продуктов к праздничному столу. Мы видим, как стремительно дорожают сейчас рыба, морепродукты, красная икра. До конца декабря все это может взлететь ещё на 15-20%.  

— Сохраняется ли в наши дни старая советская традиция, согласно которой в каждой семье на Новый год должна быть именно живая, неодолимо пахнущая хвоей ёлка? 

— Разумеется нет, сегодня она сильно размыта.Многие люди перешли на искусственные ели, активно покупают композиции, маленькие букетики из еловых и сосновых веток. И это тоже влияет на предложение. Если спрос идёт по нисходящей траектории, оно сокращается – и в силу самой специфики продукта, и в силу новых потребительских предпочтений. Впрочем, товар дорожает в основном по причине растущих издержек. Издержек на транспорт, на всё более сложную логистику – и зарубежную, и российскую. Хотя топливная инфляция отстает от общей примерно на один процентный пункт, цены на бензин выросли у нас с начала года на 7,5%. Плюс, ко времени вырубки деревьев традиционно увеличивается зарплата персонала: приходится заготавливать в неудобных погодных условиях, очень часто с фонарями ночью. Это серьезно сказывается на стоимости рабочего часа. А в случае с браконьерской вырубкой и нелегальнымипродажами (тоже ведь бывает) в конечную цену закладываются еще и риски. 

— Как обстоят дела с кадрами в этом секторе?

— Лесозаготовка идет ни шатко ни валко, во многом по причине перемещения рабочей силы в другие отрасли. Это проблема и для агропрома достаточно серьезная, и для лесозаготовщиков. Соответственно, на сегодняшний день нет ни одного фактора, который бы работал на снижение цены. И потом, лесонасаждения требуют возобновления. Себестоимость процессаувеличивается из года в год, а сегодня ситуация осложнена убылью персонала. Сектор еле-еле набирает основную номенклатуру своих продаж.Противостоять всему этому едва ли можно, но, думаю, надо укреплять тенденцию отказа от использования живых деревьев, переходить на искусственные, которые ничуть не хуже. В принципе, на Новый год можно и фикус нарядить.  

Кнопка «Наверх»