Правительство обсудило комплекс новых мер по сдерживанию стоимости бензина и дизельного топлива в сезон высокого спроса, который начинается в мае. Судя по их содержанию, власти хотят перевести ситуацию на топливном рынке фактически в режим ручного управления. Так, вице-премьер Александр Новак рекомендовал производителям «минимизировать вертикально интегрированными нефтяными компаниями куплю-продажу непосредственно друг у друга нефтепродуктов на биржевых торгах».
Как явствует из протокола заседания штаба по ситуации на топливном рынке Александр Новак поручил компаниям максимально нарастить поставки бензина и дизеля на внутренний рынок и на биржевые торги. Вице-премьер также призвал нефтяников «активно загружать те мощности НПЗ, которые высвобождаются в результате своевременного вывоза нефтепродуктов».
В свою очередь ФАС, Минэнерго, ФНС и главы регионов должны будут изучить причины роста цен в мелкооптовом сегменте выше уровня инфляции. Биржевикам же поручено совместно с антимонопольной службой проанализировать факторы ажиотажного спроса на торгах топливом и подготовить предложения «для нивелирования необоснованного роста цен и оптимизации торгов». Правительство также намерено определить целевой уровень цен на дизель для аграриев – с учетом динамики в период весенних посевных 2021-2023 годов и показателей инфляции.
В общем, планов громадье, и все они обусловлены сложившейся на топливном рынке нестандартной ситуацией, комплексом потенциальных рисков. Во-первых, российские НПЗ в последнее время подвергались атакам украинских беспилотников: в середине марта Forbes насчитал не менее 11 таких происшествий с начала года. По оценкам энергетического трейдера Gunvor, из строя оказались выведены производственные мощности на 600 тысяч баррелей нефтепродуктов в сутки. Во-вторых, поскольку весенняя посевная кампания сейчас в самом разгаре, аграрии сверхактивно используют солярку. В-третьих, к майским праздникам ожидается рост спроса на бензин на фоне открытия дачного сезона. В-четвертых, ряд НПЗ остановлен на плановый ремонт, соответственно, общий выпуск топлива снижен. Удастся ли властям в этих условиях предотвратить дестабилизацию топливного рынка?
«Скорее всего, в обозримой перспективе повышения цен на АЗС не избежать, — считает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — С опозданием, но практически всегда розница реагирует на биржевые котировки: колебания на биржах обычно наиболее острые, а в рознице цены несколько сглаживаются. Так, на сырьевой бирже по итогам марта стоимость бензина увеличилась на 5-6 рублей, с 48 до 52-54 рублей за литр. Определяющим фактором является сезонность: с одной стороны, ситуация связана с посевными работами, а с другой — с началом сезона отпусков, то есть активного внутреннего туризма, обороты которого в последние годы растут». Немаловажными будут и новости о ходе ремонтов на НПЗ. По мнению эксперта, комплекс мер, анонсированных Новаком, направлен именно на минимизацию роста розничных цен на топливо.
«Безусловно, основания для тревоги есть: с начала года бензин АИ-92 и АИ-95, а также летний дизель подорожали на бирже на 8–23%. А после того, как аграрии приступили к весенней посевной, резко возросло потребление дизельного топлива, — отмечает независимый финансовый аналитик Борис Ушерович. — Не все НПЗ работают на полную мощность – взять хотя бы нижегородский завод, который пока не восстановился. Впрочем, с марта вступил в силу полугодовой запрет на экспорт бензина, что по идее должно нивелировать эффект скачкообразного сезонного роста и удержать цены».
Плюс действительно необходимо проанализировать рынок мелкого опта, чтобы выявить необоснованную маржу. Все это поможет минимизировать сделки крупнейших отечественных компаний друг с другом на бирже, полагает Ушерович. По его прогнозу, ценник на автозаправках вырастет, но незначительно – максимум на рубль-два за литр.
«У правительства есть планы нарастить поставки белорусского бензина в Россию, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Поскольку два крупнейших НПЗ соседней страны – Мозырский и Новополоцкий – сейчас недозагружены, они вполне могут увеличить объем производства бензина и дизеля для последующих поставок в РФ. Правда, для нас это будет достаточно затратный вариант, связанный с ростом бюджетных расходов. Куда более дешевый (но не менее спорный) способ – снизить требования к самому топливу, позволив продавать на внутреннем рынке бензин экологического стандарта «Евро-3», вместо нынешнего «Евро-5». Думаю, существуют также негласные договоренности с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, чтобы они поставляли на биржу большие объемы и не повышали цены на своих АЗС».
Что же касается темпов восстановления поврежденного оборудования на заводах, то, по словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, ведомство рассчитывает, что все внеплановые ремонты на НПЗ завершатся в апреле-мае. Если эти сроки будут выдержаны, то не стоит ждать ценовой катастрофы на топливном рынке – ни на бирже, ни тем более в рознице, резюмирует Юшков.