С начала августа в России вступил в силу запрет экспорта бензина, который, как следует из правительственных документов, продлится до октября включительно. По словам первого замминистра энергетики Павла Сорокина, правительство приняло такое решение, чтобы стабилизировать рынок, насытить его предложением и не допустить резких скачков цен, в том числе в оптовом звене.
Напомним, запрет на экспорт бензина из РФ действовал в 2023 году с 21 сентября по 17 ноября для стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке моторного топлива. Аналогичная мера распространялась и на дизельное топливо.
При этом правительство с 1 марта по 31 августа 2024 года снова ввело временный запрет на экспорт бензина (но не на дизель), который затем был приостановлен с конца мая по июль включительно.
Теперь с начала августа фактически вновь начнет действовать запрет на экспорт бензина, временно отменявшийся на июль. По заявлениям правительства, это делается для обеспечения внутреннего рынка топлива. В конце июля розничные цены на бензин в России находятся на историческом максимуме, превысив пик, установленный в сентябре прошлого года. К началу августа средняя цена АИ-92 выросла до 55,888 тыс рублей за тонну, АИ-95 — 74,461 тыс рублей за тонну.
Как повлияет введенная правительством мера на топливный рынок в целом и бензиновые цены в частности, «МК» выяснил у экспертов.
Олег Калманович, главный аналитик Neomarkets:
«Временный запрет на экспорт бензина — одна из мер регулирования цен на внутреннем рынке. Стоимость литра бензина растет уже два месяца, с момента снятия запрета. Весь объем производства размывался, отправляясь по стране и за рубеж. Это вызвало дефицит доступного предложения: посевные работы закончены, но в период отпусков не утихает спрос на топливо, причем по всей стране (из-за роста внутреннего туризма). Логичное следствие снижения предложения при стабильно высоком спросе — рост цен.
Новая мера признана сбить волнения на биржевом рынке, который обычно более подвижен, чем розничный, снизить цены в опте. А как следствие, упадет и цена для конечного потребителя на 5-7%.
Ранней осенью отменять запрет также будет нецелесообразно из-за уборочных работ, а вот в начале октября это можно будет сделать без ущерба для внутреннего рынка».
Андрей Лобода, экономист, директор по коммуникациям BitRiver:
«Данная мера вынужденная в связи с непрекращающимся ростом цен на топливо на АЗС. Мера призвана нормализовать баланс предложения на внутреннем рынке и обеспечить стабильность стоимости бензина. Вместе с тем необходимо понимать, что те объемы бензина, которые направляются на экспорт, в масштабах страны и ее экспорта нефти и нефтепродуктов сравнительно небольшие. Мера больше воздействующего характера, то есть направлена на то, чтобы реализовать сырье внутри страны и избежать возможного дефицита в отдельно взятых регионах. Стоит отметить, что, несмотря на рост цен на бензин, стоимость топлива остается относительно низкой, если сравнивать предложения в той же Европе».
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global:
«Увеличение стоимости розничных цен на топливо является мощным проинфляционным фактором, так как подорожание доставки различных товаров продавцы обычно закладывают в их конечную стоимость для потребителя. В июле текущего года значительно выросли инфляционные ожидания населения на ближайшие 12 месяцев (с 11,9% до 12,4%), а среднегодовые темпы инфляции повысились до 9%, что вдвое превышало прежний целевой уровень Банка России по итогам всего года. На этом фоне он повысил ключевую ставку рефинансирования в стране до 18% годовых, но без ограничения роста стоимости внутренних цен на топливо охладить инфляцию не удастся. Ранее российские власти уже вводили запрет на экспорт топлива из России, благодаря чему удалось опустить его оптовую стоимость на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) примерно на 10-12%. На этом фоне ФАС удавалось также ограничивать рост розничных цен на АЗС в рамках среднегодовой инфляции в страны. В августе 2024 года также можно ожидать снижения внутренних оптовых цен на топливо на бирже, что не позволит вырасти и розничным ценам на АЗС, так как ФАС следит за ними очень внимательно».
Федор Сидоров, частный инвестор, финансовый аналитик:
«Временное возобновление запрета на экспорт бензина – это, скорее всего, попытка правительства сдержать рост цен на бензин на внутреннем рынке. Запрет на экспорт может помочь увеличить предложение бензина на внутреннем рынке, что может привести к снижению цен или, по крайней мере, замедлению их роста. Таким образом, запрет может сделать бензин более доступным для российских потребителей.
Потенциальными минусами может стать то, что данный запрет уменьшит экспортные поступления, которые являются важным источником валютных средств для российской экономики. Запрет может привести к дефициту бензина, если внутреннее производство не сможет полностью компенсировать сокращение поставок. Запрет также может создать проблемы с логистикой и хранением бензина, особенно в удаленных регионах.
Что касается цен, то, с одной стороны, запрет может привести к краткосрочному их снижению, так как предложение бензина на внутреннем рынке увеличится. А с другой стороны, запрет может повысить цены в долгосрочной перспективе, если он приведет к сокращению экспортных доходов, что может ограничить инвестиции в производство бензина. Важным фактором будет эффективность мер по контролю за экспортом. Если запрет будет легко обойти, то он не окажет значительного влияния на цены».