Предпринимательство

Бизнес это не про успешный успех, а про опыт и ошибки. История успешного предпринимателя – Анатомия Бизнеса

Содержание статьи:

Бизнес это не про успешный успех, а про опыт и ошибки. История успешного предпринимателя Не могу сказать …

На самом деле, очень здорово помогать другим, иметь друзей, быть …

1007 9.6.2024 Как оценить объем …

Когда компания решает запуститься, выйти на новый рынок или переехать …

1017 9.6.2024 Бизнес это не про успешный успех, а про опыт и ошибки. История успешного предпринимателя Автор: Эмиль Сиразев

Наша компания занимается тем, что мы одеваем спортсменов: производим форму, экипировку и мерч для известных профессиональных клубов и академий. У нас собственное производство полного цикла в Казани.

Что сподвигло заняться своим делом

Здесь совпало несколько моментов: во-первых, мне всегда нравилось что-то создавать. У меня достаточно небольшой опыт работы в найме. Во времена, когда я был студентом, много работал в общественных организациях, в творческих компаниях, был организатором мероприятий и привык работать в структуре, когда есть итоговая задача, а инструменты, способ реализации нужно создавать самому и работать в команде.

Сразу после окончания университета я пытался найти подходящее место работы, но когда появилась идея и возможность создавать что-то свое, новое, то я не задумываясь пошел в эту сторону. Мне всегда нравилось не заниматься одной задачей от и до, а решать комплекс задач для создания нового результата. Работать в команде, распределять обязанности, взаимодействовать с людьми — у меня это получалось. И в бизнесе я нашел именно это.

В самом начале пути всё, конечно же, делалось своими силами: 1-2 человека тащили на себе весь объем работы, но при этом были определенные показатели, которые говорили о том, что все наши инструменты и методы работы должны сработать и принести результат. Да, не в моменте, и да, это может быть сложный путь. Ведь если бы стояла задача просто заработать денег, то для этого есть 1000 и 1 способ и всё гораздо проще. А в открытии своего дела движущей силой было именно желание создавать.

Как отнеслись друзья и родственники

В начале пути со стороны друзей и родственников был жесточайший скептицизм. Есть много похожих историй: когда ты что-то создаешь и первые несколько лет (2-3 года) — это время, когда ты вкладываешь 100% себя и своего времени, сил в создание нового проекта, при этом он тебе еще ничего не дает. Не видно каких-то денег, нет статуса, потому что это всё на уровне стартапа и, прежде всего, это нужно тебе, нежели кому-то еще. И ты пытаешься весь окружающий мир убедить в том, что то, что ты создаешь — это не ерунда какая-то, а действительно продукт или услуга, которая нужна и востребована. Через первых клиентов ты подтверждаешь эту гипотезу для себя, а потом стараешься ее масштабировать.

Друзья и родственники сначала смотрели на мой бизнес сквозь пальцы, потому что день и ночь я пропадал, занимался поисками клиентов, переговорами. Особенно у родителей не было понимания что это, ведь они люди другого поколения и предпринимательская деятельность для них неблизкая история, они сами никогда этим не занимались.

С одной стороны, родители привыкли всегда меня поддерживать, у нас очень хорошие отношения. Но на старте моей предпринимательской деятельности им это давалось очень тяжело. Мама преподавала, она была заведующим кафедры, а отец уже почти 40 лет работает на заводе «КАМАЗ» и прошел путь от простого инженера до ведущего специалиста. Я всегда хорошо учился, у меня красный диплом, поэтому родители делали на меня определенные ставки и возлагали надежды. Я мог остаться преподавать в университете, мне предлагали пойти в гос. структуры, были и другие похожие пути. Так что первые несколько лет они видели только путь в никуда: работы очень много, результата и перспектив почти не видно, постоянные крысиные бега и даже доходило до того, что отец скидывал мне вакансии, подходящие по моему образованию, хотя в то время я уже занимался развитием своего бизнеса. Я окончил кафедру политологии, моя специальность — политический менеджмент и связи с общественностью. Родители очень хотели, чтобы я работал по специальности.

Конечно, в моменте это выбивало из колеи, но у меня внутри было твердое убеждение, что нужно поднажать и я всем всё докажу. Так и вышло. Когда пошли первые результаты, все сомнения друзей и родственников исчезли, у меня получилось доказать, что все не зря и эти первые 2-3 года упорного труда были нужны.

Был ли стартовый капитал

Стартового капитала не было абсолютно. Нужно было придумать способ стартовать без денег. Начиналось всё даже не с цеха по производству спортивной одежды, а с обычного лэндинга, где продавались футболки. Лэндинг нам создали буквально за 5 000 рублей.

Потихоньку с любой приходящей суммы мы откладывали на рекламу и продвижение. Работали только за счет оборотных средств: клиент оплачивал нам аванс, под который мы давали гарантии. Получая более-менее крупный заказ, мы делали расчет, в который входила закупка дополнительного оборудования для изготовления заказа. Но даже в таком режиме главных фактором для нас было и остается качество продукции.

Где искали первых сотрудников

Первых сотрудников искали с помощью 3 инструментов:

  • «Авито».
  • Сарафанное радио.
  • HR на аутсорсе.

Опыта в поиске сотрудников у нас не было, соответственно, первые сотрудники пришли от кого-то. Через мастера арендуемого нами цеха нашли первых 2-3 швей, и долгое время именно по швеям найм так и работал: через коллег, друзей, соседей. Когда настала пора привлекать офисных сотрудников, работали с «Авито».

По мере набора опыта узнали, что есть аутсорсинговые услуги по найму и пользовались ими. Точечно работали с HR, которые за разумные деньги находили нам персонал и мы платили им только за закрытие определенной вакансии или нахождение определенного количества кандидатов.

Какую рекламу использовали, как продвигали свой продукт

Вся реклама строилась в онлайн через такие инструменты, как:

  • «Яндекс Директ»,
  • Google AdWords,
  • SEO продвижение,
  • баннерная реклама в соцсетях,
  • таргетинг «ВКонтакте».

Первые несколько лет использовали только такие инструменты. Мы в них разбирались, также были специалисты на аутсорсе, которые нам помогали за небольшие деньги настраивать рекламу на этих площадках, чтобы был результат. И даже сейчас это является нашим основным источником рекламы для привлечения новых клиентов.

Со временем, когда появились постоянные клиенты, начало работать сарафанное радио. Взаимодействия, коллаборации, партнерские программы добавляют нам новых клиентов на данном этапе.

С какими сложностями столкнулись в процессе

Сопротивление персонала, нехватка бюджета, плохие отзывы, недопонимание с подрядчиками, нерентабельная реклама — со всем этим мы и сталкивались практически ежедневно.

Нерентабельная реклама. Мы постоянно были в поиске новых рекламных инструментов, а это всегда через тест, замеры, корректировки, настройки и это не выстреливает со 100% гарантией никогда. В этой нише ведется постоянная работа: ты постоянно проверяешь цену клика, перехода, заявки, клиента, чистишь ключевые запросы, объединяешь в группы, выдача становится дороже с приходом конкурентов и т. д. Одна и та же реклама в течение сезона работает по-разному. Ты всегда ищешь способ обойти конкурентов в рекламе.

Недопонимание с подрядчиками. Однажды, на старте работы, нас подвел один из сторонних цехов по пошиву футболок. Мы получили страшный пересорт и остались с этим браком один на один. Даже на сегодняшний день мы не можем сказать, что выполнение заказа будет 100% без брака. Но до клиента этот брак доходить не должен.

1-3% брака проскакивают, но для их минимизации внедряются инструменты:

  • контроль качества,
  • проверка на всех этапах,
  • гарантии,
  • обязательства, в том числе договорные.

Эти инструменты и регламенты созданы на тех ошибках, которые мы прошли. У нас 4-ступенчатая промежуточная проверка на качество на этапе производства, жесткие договорные обязательства с подрядчиками, взаимные гарантии ответственности.

Когда ты переходишь от ручного управления бизнесом к стратегическому, нет смысла с кем-то ругаться и качать права. Ты должен стратегически смотреть, что привело к тому, что такая ошибка произошла и может ли она повториться. Нужно не тратить время, а решать эту задачу с фокусом на будущее.

Негативные отзывы. Самые плохие и гневные отзывы были вовсе не от клиентов, а от наших бывших сотрудников. Они покинули компанию, когда мы уже исчерпали все последние шансы для них. Такие люди редко уходят довольными. Что касается клиентского сервиса, на сегодняшний день мы к пришли к тому, что плохими отзывами клиентов занимается отдел контроля качества. Мы проверяем соответствие регламентам работу всех специалистов. С внедрением данного отдела и отстройки его работы количество негативных комментариев сократилось и стало менее 5%.

Одной из причин негативных отзывов клиентов может стать недостаток информации со стороны заказчика, когда это не зафиксировано в ТЗ или даже в переписке. Мы также внедрили регламенты и определенный порядок приема заявки, ТЗ, подписания документов. Но этого всего бы не было, если бы не было негативных отзывов. В ситуации, когда есть брак, мы никогда не спорим с клиентом, а исправляем за свой счет. И даже по работе с негативными отзывами мы внедрили регламент.

Нехватка бюджета проблема любой развивающейся компании на стадии роста, независимо от оборота. Каждый год мы показываем хорошие темпы роста, но каждый год, придя к новым цифрам оборота, мы понимаем, что у нас выросли расходы, обязательства, вложения в оборудование, маркетинг, персонал и вновь ставим планы.

Мы всегда хотим иметь больший бюджет, чтобы круче делать маркетинг, продвижение, улучшать оборудование, развивать компанию, сделать ее более презентабельной и привлекательной для партнеров и сотрудников. В бизнесе всегда можно найти куда вложить деньги: производство, офис и т. д. А на старте тем более.

Первые несколько лет мы ничего не зарабатывали, экономили на всем, вплоть до своих доходов, потому что компании нужно было на что-то развиваться. Всё уходило в реинвест компании. Сейчас мы научились использовать кредитные и банковские инструменты: кредиты, заемное финансирование, целевые выплаты и стараемся работать с ними.

Сопротивление персонала. Это история, к которой мы периодически возвращаемся, но она связана с ростом. Нанимая сотрудника, мы всегда оцениваем его потенциал на будущее, стараемся брать на вырост, а дальше время показывает, где у человека предел роста.

Сопротивление чаще всего связано с тем, что мы растем, повышаем планы, ставим новые задачи, требования и когда у сотрудника уровень доходит до профессионального максимума, предела, желания роста, в том числе заработка, то здесь главное успеть его выявить. Для этого мы проводим стратегические сессии с сотрудниками, сверяя ценности, цели, задачи по развитию компании. Мы смотрим на то, сможет ли сотрудник двигаясь к общим целям компании реализовать и свои хотелки, например, карьерный рост (выход на рынки СНГ, мировой рынок)  и т. д. Здесь должен случиться мэтч: сотрудник должен увидеть себя в карьерном и финансовом росте в компании, в возможности перемещаться по миру в рабочих командировках.

Сопротивление персонала было, есть и будет, от этого не уйти. Даже талантливые, преданные и самые профессиональные сотрудники в какой-то момент могут застопориться.

Во что бизнес превратился сейчас

Мы прошли полный путь с нуля до пусть пока некрупной, но самостоятельной компании, которая имеет вес на рынке. Мы не можем похвастаться огромными объемами производства, как наши коллеги по отрасли, но мы в рынке, индустрия нас воспринимает, с нами есть ассоциативный ряд. Люди в профессиональных кругах в нашей нише знают о нас.

Сейчас мы — российское производство полного цикла с полностью выстроенной внутренней командой, которая позволяет нам не зависеть от подрядчиков. При наличии всех материалов, фурнитуры и сырья мы создаем продукт сами, от идеи, дизайна и лекал до пошива, нанесения, упаковки, логистики. Каждый этап у нас реализован.

Развитие компании привело к созданию бренда спортивной одежды из эко-технологичных тканей Natural Advance. На протяжении 3-4 лет мы развиваем его и это дает свои результаты.

Мы прошли путь от небольшого цеха до полноценного производства, которое создает продукт. Мы не история успешного успеха, когда всё выстрелило за год: вчера их никто не знал, а сегодня они управляют миллионами и одевают звёзд спорта. Мне, как создателю и руководителю, понятнее делать определенные последовательные шаги и стабильно идти к понятным результатам, чем пытаться хайпануть в моменте. Мы шаг за шагом, год от года растем, становимся более профессиональными, технологичными, известными.

Каждый наш новый кейс с крупным клиентом дает новые охваты, мы уверенно чувствуем себя на рынке, понимаем, что происходит, видим работу наших конкурентов и коллег. Знаем наши сильные и слабые стороны, двигаемся в развитии нашего бренда. Где-то хотелось бы расти быстрее, быть масштабнее, но есть вещи, которые должны происходить в своем темпе. Мы придерживаемся стратегии и благодаря этому соблюдаем определенный баланс.

Советы и рекомендации

Результат никогда не падает с неба. Это итог определенных действий и стратегий, за любой историей успеха кроется большой труд и полное погружение. Мы всегда видим только верхушку айсберга, но помните, что есть и невидимая часть: опыт предпринимателя, который нарабатывается годами через ошибки, удачные и неудачные попытки, шаги. Это всё дает результат только в совокупности.

Кнопка «Наверх»