Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

В России испугались возвращения «черного рынка» валюты: аналитик Осадчий ответил на животрепещущий вопрос

Банк России 13 июня впервые в новейшей истории установил официальный курс рубля к доллару и евро без биржевых торгов. На этот шаг регулятор пошел из-за введения накануне Минфином США санкций против Мосбиржи, Национального клирингового центра (НКЦ) и Национального расчетного депозитария (НРД). Любопытно, что установленные регулятором курсы токсичных валют оказались ниже тех, что были в последний день торгов на бирже. В самом ЦБ РФ отметили, что ориентиром для расчетов является биржевой курс юаня. Как новые валютные реалии отразятся на экономике России и стоит ли теперь вкладываться в доллары и евро, «МК» выяснил у начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего.

Почему санкции Запада против торговли долларами и евро не привели к финансовому кризису

— Какие выводы, хотя бы предварительные, можно сделать о влиянии новых американских санкций на финансовую систему нашей страны?

— Самое важное, что на финансовом рынке не возникла паника, как это произошло после объявления первых санкций сразу после начала СВО. Население, за очень небольшим исключением, не штурмовало отделения банков и не потрошило банкоматы. Российская экономика с начала СВО в значительной степени адаптировалась к «санкционной нормальности», и новые санкции, несмотря на их «термоядерный» характер, не сумели вызвать кризис. Хотя по силе они вполне сравнимы с первыми санкциями, введенными сразу после начала СВО. Но за два года был накоплен необходимый опыт для того, чтобы справиться с новыми вызовами; созданы эффективные инструменты противодействия санкционному давлению.

— Что вы имеете в виду?

— С начала СВО шел активный процесс дедолларизации и деевроизации российской экономики. На российском валютном рынке безналичные доллар и евро уже в существенной степени вытеснены юанем. Кроме того, санкции против Мосбиржи и НКЦ ожидали еще в сентябре 2022 года: российский рынок имел достаточно времени чтобы подготовиться к ним и минимизировать ущерб от этих санкций.

— Какие основные изменения произошли на российском валютном рынке?

— Резко расширились спреды (разница между курсами продажи и покупки) по долларам и евро, однако они уже к концу 13 июня существенно снизились. Обменники уже не предлагают доллары по 200, 150 и даже 100 рублей, как это было в первой половине дня 13 июня. Тенденция сужения спредов продолжается.

— Возникнет ли в новых условиях «черный рынок» валюты?

— Сужение спредов делает экономически невыгодным появление «черного рынка» наличной валюты, подобного тому, который существовал в начале 90-х.

— Официальный курс доллара стал определяться на основе данных внебиржевого рынка. Насколько серьезным является это изменение?

— Действительно, этот важный индикатор валютного рынка перестал формироваться на основе биржевого курса из-за прекращения биржевых торгов долларами и евро. И если раньше относительно большие объемы наличной валюты можно было покупать и продавать по курсу, близкому к официальному, то теперь такое практическое свойство официального курса утрачено. В частности, по этой причине не стоит ожидать восстановления тех узких спредов, которые были до 12 июня.

Из-за прекращения биржевых торгов долларами и евро валютный рынок России снизил прозрачность, «помутнел». Издержки предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, и населения, связанные с покупкой-продажей долларов и евро, выросли.

— Какое влияние этот шок оказывает на рынок вкладов?

— Понятно, что в первые дни после введения столь мощных санкций, сохранится повышенный спрос населения на наличную валюту. Причем покупки валюты осуществляются преимущественно за счет оттока средств населения из банков. Соответственно, банки вынуждены реагировать на этот отток повышением процентных ставок по вкладам.

— Окажут ли влияние новые санкции на решение по ключевой ставке, которое будет принято на ближайшем заседании Совета директоров ЦБ 26 июля?

— С учетом этого шока повышение ключевой ставки практически неизбежно. Но теперь уже не до 17%, как можно было предполагать до 12 июня. Не исключено повышение до 18% и даже 20%.

— Это произойдет из-за того, что вырастет инфляция?

— Естественно, ведь цены иностранных товаров, которые приобретаются за евро и доллары, вырастут. Усложнится логистика импорта, придется изобретать новые схемы и платить новым посредникам. Также в цену импорта будут включены и возросшие издержки импортеров на приобретение валюты из-за перехода с биржевого на внебиржевой рынок валюты.

— Какие перспективы у курса рубля?

— Вовсе не обязательно, что официальный курс в ближайшей перспективе двинется к уровню 100 рублей за доллар. 13 июня официальный курс рубля вырос — в том числе и потому, что российские предприятия избавляются от безналичных долларов и евро. Аналогичная ситуация возникла после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года, когда боялись санкций против НКЦ и Московской биржи. На волне этих страхов курс доллара снижался почти до 50 рублей за доллар.

— Многие россияне летом едут в отпуск за границу, в ту же Турцию. Им просто необходимо иметь какой-то валютный запас при себе. Стоит ли им покупать доллары и евро? Или лучше, скажем, купить юани здесь, а в Турции их обменять на лиры?

— Пока не ослабнет напряженность, вряд ли имеет смысл покупать доллары и евро по завышенному курсу. Если есть возможность, подождите хотя бы несколько дней, а лучше — недель.

— Доллар и евро утратили статус средства сбережения? Ранее вы советовали всем россиянам для сбережения средств делить свой доход на три части и одну из них переводить в доллары, вторую — в евро, а третью держать в рублях. Сейчас этот совет больше не актуален?

— Принцип валютной диверсификации сбережений остается неизменным. В нынешних условиях «народным» инвесторам безналичные доллары и евро держать не стоит, а наличные — вполне возможно. Что же касается юаня, то его следует избегать. Во всяком случае, до тех пор, пока он не станет свободно конвертируемой валютой.

Кнопка «Наверх»