Содержание статьи:
Я помню, как впервые столкнулась с программированием на Python. Сначала …
1007 10.11.2024 Текучка кадров: почему …
Одна из ключевых проблем бизнеса — текучка кадров, и, по …
1011 9.11.2024 Гибкие навыки на вес золота: как развить soft skills и преуспеть в карьере Автор: Маргарита Исламова
Soft skills — также известные как «мягкие» или «гибкие» навыки, — это набор личных качеств и способностей, которые позволяют людям эффективно взаимодействовать с другими в профессиональной среде. По своей сути они включают способность плодотворно сотрудничать, управлять временем и умение общаться. Мягкие навыки часто основываются на врождённых чертах личности, но их также можно развивать самостоятельно.
Чем soft skills отличаются от hard skills
Основное различие заключается в их природе: soft skills тесно связаны с личностью человека и не всегда поддаются обучению, в то время как hard skills («жёсткие» навыки) приобретаются и привязаны к конкретной задаче. Например, жёсткие навыки для проектировщика включают умение пользоваться графическими редакторами, знания технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов. А для специалиста по налогообложению важны следующие профессиональные компетенции: владение узкоспециализированными программами, знание бухгалтерского и налогового учёта, решение вопросов налогового планирования.
Мягкие навыки не относятся к конкретной профессии, но они помогают работать эффективнее. Например, к soft skills как проектировщика, так и специалиста по налогообложению можно отнести способность анализировать, умение работать в команде.
Гибкие навыки, такие как лидерство и коммуникация, можно улучшить с помощью обучения, однако в них часто есть и врождённый элемент. Некоторые люди имеют природную склонность возглавлять команду и вести её за собой. Напротив, жёсткие навыки приобретаются посредством образования и обучения. Эти навыки специфичны для задач, и им легче обучиться. Сотрудники могут посещать курсы, чтобы освоить новые жёсткие навыки или улучшить имеющиеся.
По мере продвижения по карьерной лестнице людям необходимо адаптироваться и расширять свои навыки, особенно при переходе на руководящие должности. Чтобы преуспеть, им требуются как технические знания, характерные для их должностей, так и навыки межличностного общения.
Жёсткие навыки обычно имеют технический характер (хотя и не всегда), и их легко измерить и объективно оценить. Подтверждением наличия профессиональных навыков могут служить дипломы и сертификаты об образовании или их демонстрация на практике.
В отличие от жёстких навыков, измерение мягких навыков может быть сложным, особенно в процессе найма. Хотя существуют различные методики и тесты для оценки этих навыков, их точность может быть ограниченной и не всегда отражать истинные способности человека. Личное взаимодействие является ключом к настоящему пониманию soft skills человека, а реальные жизненные ситуации — окончательная проверка того, насколько эффективно человек применяет свои навыки межличностного общения.
Хотя гибкие навыки не подтверждаются дипломами и сертификатами, они становятся очевидными в ходе ежедневного взаимодействия и опыта работы. Прирождённые лидеры инстинктивно берут на себя ответственность и направляют других, в то время как надёжные члены команды неизменно демонстрируют пунктуальность и проактивное общение.
Основные типы гибких навыков
Soft skills можно разделить на четыре основные типа:
- Навыки коммуникации: деловое общение, переговоры, публичные выступления, деловая переписка, нетворкинг, самопрезентация.
- Лидерские навыки: решение проблем, коучинг и наставничество, управление командой, стратегическое мышление.
- Креативные навыки: открытость к новым идеям, воображение, насмотренность, любопытство, которое заставляет исследовать, искать новые знания и опыт.
- Личностные навыки: управление временем, эмпатия, эмоциональный интеллект, самомотивация, постоянное обучение.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
Soft skills могут быть полезны в большинстве профессий. Однако важно осознавать, что лучшие сотрудники могут не преуспеть как в мягких, так и в жёстких навыках. Хотя универсальность является преимуществом, не все роли требуют мастерства в обеих областях. Соотношение hard и soft skills может быть разным в зависимости от обязанностей, возлагаемых на сотрудника, его должности и уровня позиции.
Определённые гибкие навыки универсальны и желательны для всех членов команды, например, пунктуальность и умение выстраивать профессиональные отношения с коллегами. Поскольку удалённая работа продолжает быть популярной, способность чётко передавать мысли по различным каналам (электронная почта, видеозвонки и т. д.) также играет немаловажную роль. Другие навыки, например, способность выстраивать коммуникацию с незнакомыми людьми, умение работать с возражениями клиентов, имеют решающее значение для специалиста в сфере продаж.
Вот примеры мягких навыков представителей разных профессиональных сфер:
Евгения, бизнес/системный аналитик: «Необходимые soft skills в моей профессии: общение с бизнес-пользователями, полное погружение и понимание процесса, готовность изучить и собрать максимум информации о процессе, общаться с максимальным количеством пользователей для полного описания процесса, находить подход к каждому бизнес-пользователю и говорить на «его» языке.
С другой стороны, как системному аналитику тебе нужно перевести пользовательский язык в более технический, который будет понятен разработчику и в конечном итоге самой системе. В этом поможет только полное самостоятельное погружение и понимание процессов.
Ещё из мягких навыков: не бояться отстоять свою точку зрения перед бизнес-пользователем, используя язык фактов и доказательств. Соответственно, тебе нужны навыки самопрезентации, переговоров и публичных выступлений. Но делая это, нужно самому знать на 110% свой бизнес-процесс».
Антон, инженер по КИПиА: «В моей работе присутствует многозадачность. Соответственно, чтобы её преодолеть, требуется терпение, стрессоустойчивость, а также рабочий тайм-менеджмент. Все эти навыки развиваются с опытом.
Ещё имеется работа в команде: особенно когда работы много, а рабочий день окончен, необходимо уметь мотивировать сотрудников на завершение работы после окончания рабочего времени, так как не все согласны работать после 18:00».
Артур, контент-мейкер и менеджер по продвижению собственного телеграм-канала: «В моей деятельности необходимы навыки self-менеджмента, особенно инициативность и целеустремлённость. Важно понимать, что никто не принесёт работу на блюдечке. Большинство рекламных интеграций приходится искать самому. Поскольку я общаюсь с потенциальными клиентами и предлагаю свои услуги, важно также умение понятно доносить до человека информацию и добиваться своего».
Как развивать гибкие навыки самостоятельно
- Самоанализ и обратная связь: проанализируйте свои текущие мягкие навыки и определите области, требующие развития. Регулярно обращайтесь за обратной связью к коллегам, наставникам и руководителям, чтобы использовать их советы для развития soft skills.
- Запишитесь на курсы по развитию мягких навыков: участвуйте в различных семинарах, направленных на развитие таких soft skills, как общение, лидерство и работа в команде.
- Наставничество и коучинг: найдите наставника или коуча, который может дать рекомендации, «смоделировать» эффективные мягкие навыки и предложить конструктивную обратную связь.
- Практикуйтесь: развивайте навыки межличностного общения в реальной жизни. Только практика поможет укрепить вашу уверенность.
- Читайте и учитесь: читайте книги, статьи и блоги, слушайте подкасты о личностном развитии и эффективных навыках межличностного общения.
- Развивайте в себе осознанность: практикуйте различные техники, например, медитацию. Фокусируйтесь на том, что делаете прямо сейчас — на текущем моменте, а не на переживаниях о будущем или прошлом.