Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

Овощная катастрофа: что не побило майскими заморозками, погибло от жары

Похоже, что из-за установившейся аномальной жары юг страны потеряет — по крайней мере, в этом сезоне — статус главной житницы России. Овощеводы Волгоградской, Ростовской и Астраханской областей бьют тревогу. В этих и некоторых других южных регионах могут потерять до 20-25% урожая овощей – прежде всего картофеля и томатов.

Никакой прибыли от нынешнего урожая аграрии не получат

По обыкновению Минсельхоз особых рисков для нового урожая не видит. По той причине, что значительные объемы овощей российские крестьяне выращивают в теплицах, на которые никак не влияют ни жара, ни холод.

Однако картошка, морковка, свекла, лук произрастают на открытых полях, вот их-то и накрыла погодная стихия. В частности, грунтовые помидоры из-за высокой температуры засохли на корню. И, по мнению экспертов, если растения удастся каким-то чудом спасти, то урожай они дадут только месяца через три.

Непростая ситуация и с картофелем. Кстати, неделю назад в Москве ранние клубни можно было купить по 50 рублей. Сегодня – по 65.

У волгоградских крестьян самый дешевый сельхозпродукт — это арбузы. По 15 рублей. Все остальное подороже. Руководитель хозяйства «Волга-Агромаш» Юрий Лемякин из Волгоградской области удивляется, что в Москве ранняя картошка стоит 65 рублей килограмм.

— Из своего региона мы оптом, крупными партиями, отгружаем в магазины по 35 рублей, — говорит он.

— Почему же она в Москве такая дорогая?

— Вопрос не ко мне, Волгоград в столицу свой картофель не поставляет. Вас снабжает Брянск, и в это время там ее массово уже убирают, цена должна снижаться. Скорее всего, там тоже проблемы с урожайностью.

— Волгоград что везет в Москву?

— Лук оптом по 25 рублей и раннюю морковь по 35 рублей. Об урожайности говорить пока рано. Сентябрь-октябрь покажет. По картофелю и мы, и Астрахань из-за засухи провалимся, но для внутреннего потребления «второй хлеб» будет. Наверное, из-за жары не дополучит часть урожая и Центральная Россия, тот же Брянск.

— У вас температура какая сейчас?

— 40 градусов в тени, в начале июля было и 47, и 48. В такую жару растения просто перестают расти, их хоть залей водой. При такой температуре на земле яичницу можно жарить. Но ситуация не критическая. Можно сказать, обычное волгоградское лето. Просто последние годы летняя погода у нас была достаточно комфортной — влажная и прохладная, отсюда и очень высокие урожаи. Мы расслабились. А в нынешнем году вот засуха, без дождей. Температура в почве достигает 46-47 градусов, даже обильный полив не особенно помогает. Никакие минеральные удобрения не спасают.

Картофель по цене в 60-70 рублей за килограмм продается и в магазинах Ростовской области — региона вполне сельского, где клубни, как и остальные овощи, для своих жителей обычно намного дешевле, чем в Москве.  

Понимаю наших аграрных товарищей из Ростова, которые отказываются от какого-либо комментария. В областной фермерской ассоциации только и сказали, «что такого никогда не было».

— В нынешнем году у нас два раза объявляли региональное ЧС – чрезвычайную ситуацию. Первый раз в мае, когда всходы побили заморозки, а второй раз в июне, из-за засухи. То, что не побило морозами в мае, погибло сейчас от засухи. Как вы думаете – какой урожай соберут фермеры? Горох погиб, урожайность 8-12 центнеров с гектара, когда обычно собираем около 35. 

На этом наше общение и закончилось.

Звоню знакомому ростовскому фермеру, который о своей ситуации рассказывает анонимно. «Иначе обидятся и в следующем году не выдадут кредиты на посевную», — по секрету сообщил он.

— Сейчас нас начинают обвинять, что мы, дескать, сами виноваты, не пользовались передовыми технологиями, не внесли должного количества удобрений. Все мы внесли. Я занимаюсь пшеницей, нынешняя урожайность никакая, центнеров 10-12 с гектара. У нас некоторые хозяйства, понимая, что урожайности не будет, хлеба скосили на сено. Нужно и мне было так сделать, от сена я бы выручил больше денег, чем от такой пшеницы…

Пытаюсь его успокоить, говорю, что при ЧС страховщики обязаны выплатить производителям компенсацию — по полной или частичной потере урожая.  

— Бесполезно, — отвечает он. – Компенсация выплачивается, если совпадают три фактора: высокая температура, отсутствие дождей, и должен быть суховей. Первые два фактора есть, а вот доказать наличие суховея невозможно, получается, это не страховой случай… 

Ростовская областная дума решила обратиться в Минсельхоз РФ и в Государственную думу с предложением из-за сложившейся погодной ситуации пролонгировать выплату кредитов производителям на год. Собственно, никакой прибыли от нынешнего урожая они не получат. 

Кнопка «Наверх»