Предпринимательство

Цифровой сотрудник: как использовать искусственный интеллект в бизнесе – Анатомия Бизнеса

Содержание статьи:

Цифровой сотрудник: как использовать искусственный интеллект в бизнесе  Ликбез по соцсетям …

Какой контент больше не работает, а какой дает результат Каждый …

1006 19.7.2024 Почему психологически незрелый …

Психологическая зрелость — это способность человека действовать в ситуации неопределенности, …

1010 19.7.2024 Цифровой сотрудник: как использовать искусственный интеллект в бизнесе  Автор: Кирилл Пшинник

Нейросети — это инструмент и игнорировать его так же убыточно для бизнеса, как пренебрегать Интернетом. В перспективе искусственный интеллект будет только развиваться, так что чем раньше предприниматели возьмут его на вооружение, тем проще им будет перестроить внутренние процессы впоследствии.

Статистика здесь и там

Согласно данным Forbes Advisor, порядка 97% опрошенных предпринимателей считают, что ChatGPT можно использовать в бизнесе, а треть собираются применять нейросеть для генерации контента. 60% полагают, что у искусственного интеллекта в текущем виде есть потенциал для поддержки взаимоотношений между компанией и клиентом, и столько же опрошенных уверены, что нейросети можно использовать для повышения продуктивности сотрудников.

Интересный результат показывает и статистика по России от платформы «Нейростат» «Яндекса». Порядка 65% из тех людей, которые в курсе существования нейросетей, пользуются ими для решения рабочих задач — генерации картинок и текста, улучшения фотографий. Молодежь обращается к ИИ по учебе, практически все используют нейросети в развлекательных целях. При этом с начала 2022 года, по данным «Яндекса», интерес к ИИ вырос в 15 раз, а в поисковых запросах слово «нейросети» встречаются так же часто, как «пасьянс».

Отчет Grand View Research показывает, что ИИ продолжает влиять различные отрасли промышленности: ожидается, что в период с 2023 по 2030 год ежегодный рост использования нейросетей составит 37,3%. Стремительный взлет только подчеркивает растущее влияние технологий искусственного интеллекта на окружающую действительность, которая включает в себя и бизнес.

Главные тренды нейросетей

Если поначалу ChatGPT и другие нейросети были для большинства в новинку, то сейчас они начинают восприниматься как данность. Достаточно взглянуть на статистику «Нейростата»: практически никого не удивляют ни «умные» чат-боты, способные общаться с человеком как с равным, ни сгенерированные тексты, ни технологии «умного дома». Никого не удивляют скрытые системы, которые анализируют данные и автоматизируют процессы.

ChatGPT, YandexGPT, DALL·E, Stable Diffusion и аналоги — это нейросети GenAI, генеративные модели искусственного интеллекта. В ближайшее время они никуда не денутся, потому что технология проста в использовании, доступна каждому и действительно помогает в работе. По прогнозам Statista, рынок генеративного ИИ будет расти на 20,80% с 2024 по 2030 год и достигнет 207 миллиардов долларов к 2030 году. Он будет улучшаться: технологии станут умнее, лучше, интереснее. А пользователи будут находить все больше возможностей для использования GenAI в различных сферах своей жизни.

Другой актуальный тренд — мультимодальные нейросети. Когда мы поговорим о традиционных моделях, мы обычно подразумеваем нейросеть, способную выполнять только одну задачу. Например, генерировать текст. Мультимодальные обрабатывают информацию комплексно: переводят аудио в текст, работают с ним и вновь превращают буквы в аудио. Таким образом, сайты и приложения становятся инклюзивными, появляются возможности для интеграции, создания голосовых помощников и ботов. Скажем, разработчик встроит в свою платформу нейросеть, которая будет «на слух» переводить текст.

Третий важный тренд — вопрос этичности ИИ, а также его безопасности. В России нейросети пока никак не регулируются, несмотря на существование «Кодекса этики в сфере ИИ». Этот документ добровольный, юридической силы он не имеет, но его подписали в том числе достаточно крупные организации, например, «Сбер». Под этикой в данном случае понимается разумное использование искусственного интеллекта: изучать и использовать нейросети, но только так, чтобы не навредить людям.

«Цифровой двойник» — еще одна интересная тенденция. Речь идет о виртуальной репрезентации объекта или явления. Он обновляется на основе данных в режиме реального времени и использует симуляцию и машинное обучение для принятия решений. Чтобы представить себе это явление, достаточно вообразить некое оснащенное многочисленными датчиками устройство. Благодаря ним в виртуальной реальности собирается цифровой двойник устройства, который отображает его состояние и которым можно управлять дистанционно. Цифровые двойники используются преимущественно в промышленных отраслях для анализа и оптимизации операций.

Теперь, когда с трендами текущего года разобрались, перейдем к использованию ИИ компаниями.

Как бизнес использует ИИ

Бизнес использует нейросети по-разному, иногда даже не отдавая себе в этом отчета. Допустим, если предприятие перешло на новую CRM, а у CRM оказался встроенный «умный» ассистент, это тоже будет работой с нейросетью.

Если же говорить об осознанных способах внедрения ИИ в свои рабочие процессы, то применительно к бизнесу это чаще всего следующие методики.

Клиентский сервис

Что важно клиенту? Быстрый отклик, а если он будет персонализированным, то вообще замечательно. Чтобы обслужить каждого клиента, требуется огромное количество сотрудников поддержки, что в принципе дорого и не всегда удобно. Поэтому бизнес начинает переходить на нейросети.

Простейший функционал ИИ — чат-бот на сайте, который может базово обслужить клиентов: часто задаваемые вопросы и ответы, консультация по наличию, цены, контакты, адреса. По прогнозам аналитиков, порядка 85% первичных взаимодействий с клиентами в самом ближайшем будущем будут переданы нейросетям. Может показаться, что это грозит испорченными отношениями с потребителями, однако переживания напрасны: с каждым годом ИИ становится умнее, учится улавливать эмоции и понимать поведение. Конечно, здесь по-прежнему должен быть человек — менеджер, на которого нейросеть может переключить клиента в ситуации, когда не способна решить вопрос.

Поиск и найм новых сотрудников

Собеседования придется проводить самостоятельно, а вот первичный отбор кандидатов можно делегировать искусственному интеллекту. Представьте, что вместо того, чтобы вручную отбирать вакансии, вы просто передадите это нейросети. Она пройдется по сайтам, отсеет неподходящих кандидатов, выберет идеальные варианты и передаст отделу HR, чтобы окончательным подбором занимался уже человек. В нейросеть можно встроить любые критерии, вплоть до их соответствия идеалам компании.

Делегирование рутины

Что могли бы делать ваши сотрудники, если бы им не пришлось выполнять рутинные задачи? Наверняка, они сосредоточились бы на креативной части работы: придумывание новых бизнес-стратегий, повышение квалификации, взаимодействие с клиентами, реклама и маркетинг. В этом плане нейросети становятся идеальным ассистентом: они буквально заточены на распознавание паттернов, виртуозно анализируют и могут без проблем выполнять скучные повторяющиеся задачи. Кроме того, они не устают и не становятся невнимательными от скуки.

Предиктивная аналитика

Сочетая человеческий опыт и ИИ, компании могут получить синергетический эффект, который в долгосрочной перспективе повлияет на всю их деятельность.

Представим: есть цепочка поставок. ИИ в этой ситуации обещает не только эффективность, но и адаптивность. Погодные катаклизмы, внезапные изменения на рынке, логистические заминки — все эти «непредсказуемые» препятствия будут прогнозироваться и решаться благодаря алгоритмам машинного обучения. Что нейросети действительно умеют хорошо, так это анализировать и составлять прогнозы на основе исторических данных.

Способность к прогнозированию сэкономит огромное количество человекочасов. Практика ночных мозговых штурмов может уйти в прошлое, поскольку ИИ предоставляет своевременные и действенные идеи, полностью меняя парадигму стратегического планирования.

Создание контента

Создание контента — один из самых распространенных способов использования искусственного интеллекта. Более того, 94% пользователей ИИ говорят, что эта технология улучшила контент-маркетинговые кампании их бизнеса.

Неудивительно, что предприниматели используют ИИ для создания контента. Такие инструменты как ChatGPT позволяют создать копию веб-сайта за считанные минуты, их можно использовать для написания постов в социальных сетях, для мозгового штурма, генерации изображений и видеороликов.

Здесь есть нюансы: перед генерацией нужно обязательно читать публичную оферту и смотреть на политику разработчиков в отношении использования их инструментов в коммерческих целях. В идеале сгенерированные тексты и картинки стоит дорабатывать, но это все равно займет меньше времени, чем делать что-то с нуля.

Как бы то ни было, мир меняется, и бизнес меняется вместе с ним. Важно постепенно внедрять ИИ в свои процессы. Когда это произойдет повсеместно, вы уже будете хорошо разбираться в особенностях нейросетей и их интеграции с бизнесом.

Кнопка «Наверх»