Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

Эксперты обосновали планы «Аэрофлота» расширить парк сотнями новых самолетов МС-21

Группа консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти» проводит аудит на заводах ОАК, где производятся новые гражданские самолеты SJ 100, МС-21, Ил-114 и Ту-214. Информацию об этом опубликовал «Коммерсантъ». По словам источников «Ъ», проверка проходит по поручению правительства, данному весной, когда в «Ростехе» (управляет ОАК) объявили о переносе сроков поставок самолетов.

Эксперты обосновали планы «Аэрофлота» расширить парк сотнями новых самолетов МС-21

В рамках прошедшего ПМЭФ-2024 гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил о возможности перевода заказа на 339 самолетов полностью на МС-21 из-за переноса сроков поставок Ту-214 и SJ-100. Ранее заказ состоял из 89 SJ-100, 210 MC-21 и 40 Ту-214. Эксперты делового авиационного портала ATO.ru разъяснили причины изменения деталей контракта.

Заминка с поставками

Трансформацию заказа начали обсуждать, в том числе, из-за задержек в разработке новых самолетов со стороны Объединенной авиастроительной корпорации. Перевозчик ожидал, что поставки SJ-100 начнутся в конце 2023 года, а первые МС-21 пополнят ангары компании в декабре 2024.

Сложности с импортозамещением компонентов для SJ-100 вынудили ОАК сдвинуть срок поставок «Сухого» на 2026 год. Сертификационные испытания импортозамещенной версии, но не с российскими двигателями, стартовали только 10 июня и продлятся до конца 2025 г.

При этом поставщики заверяют авиакомпанию, что МС-21 станет доступен на год раньше: целевой срок поставок МС-21 – четвертый квартал 2025 года.

«По планам, утвержденным правительством России, казанский авиазавод должен собрать 115 «тушек». Однако в представленной статистике были странности: в ней указывалось, что в 2022 и 2023 годах завод выпустил по одному самолету Ту-214. В этот промежуток авиакомпаниям выдали лайнеры, но они были подержанные», сообщило издание 116.РУ.

Снижение объемов перевозок недопустимо

Выбор авиаперевозчика в пользу МС-21 обусловлен и необходимостью поддержки набранных объемов пассажирских перевозок. Чтобы сохранить текущее количество клиентов и продолжить наращивать его, компания не может простаивать.

Ранее авиакомпания заявляла, что задержки поставок российских самолетов могут привести к потере одного миллиона пассажиров в 2024 году и около четырех миллионов в 2025. А четыре миллиона пассажиров – это порядка 8,5% общего объема пассажиров компании за 2023 год.

По мнению автора материала ATO.ru, в случае длительного ожидания поставки новых самолетов перевозчик будет вынужден более активно использовать уже имеющийся флот, что может привести к его повышенному износу. Этот процесс усугубляется западными санкциями, которые запрещают ввозить в нашу страну запчасти для составляющих основу парка зарубежных самолетов. Сейчас компании важно как можно скорее перейти на современные отечественные суда.

МС-21 снизит издержки и будет поставляться быстрее

Эксперты убеждены, что однотипные современные МС-21 позволят компании унифицировать парк.

«Сборочное производство МС-21 сразу создается под объемы выпуска свыше 30 самолетов в год с перспективой расширения до 72 ВС», – отмечает автор материала ATO.ru.

Поэтому возможный отказ от Ту-214 объясняется экспертами тем, что это будет дополнительный тип ВС для парка группы.

«Изначально Ту-214 позиционировался как полностью российский, но вскоре выяснилось, что и на нем необходимо заменить около 13% оборудования, включая компоненты авионики и эвакуационные трапы», пишет gazeta.ru.

Возможной проблемой эксперты называют и темпы поставок: нынешние возможности Казанского авиазавода рассчитаны на выпуск одного-двух Ту-214 в год.

«Для планируемого увеличения производства до 17 самолетов в 2027 году предприятию понадобится не только дополнительный цех, строительство которого началось только в ноябре 2023 года, но и увеличение темпов поставок со стороны поставщиков компонентов и подсистем для этой модели», – отмечает gazeta.ru.

Еще одним аргументом в пользу МС-21 выступает тот факт, что в кабине экипаж самолета состоит из двух пилотов, в отличие от Ту-214. Сейчас в кабине Ту-214, помимо двух пилотов, летит бортинженер, который берет на себя управление некоторыми системами самолета, но данных специалистов не хватает.

Эксперты убеждены, что «выбор МС-21 даст «Аэрофлоту» более эффективный, экономичный и универсальный инструмент для расширения объемов авиаперевозок».

В результате мегазаказ «Аэрофлота» на 339 новейших МС-21 может стать стимулом для всего отечественного авиапрома и возможностью перехода на новый, более качественный уровень с перспективой поставок на рынки дружественных стран. А освободившиеся слоты на поставки SJ-100 и Ту-214 в перспективе могут быть отданы другим отечественным авиакомпаниям, которые также планируют обновлять летные парки.

Кнопка «Наверх»