Виноделы Крыма предупредили о росте цен до 15% из-за доставки по новым территориям
Запрет на проезд грузовиков по Крымскому мосту вынудил местных виноделов искать альтернативные маршруты для доставки вина на материк. Из-за того что маршруты проходят по новым территориям, цена перевозки выросла более чем на 80%
Крымские виноделы готовятся в ближайшее время увеличить цены на свою продукцию из-за удорожания логистики и связанных с ней рисков, рассказали РБК участники винного рынка и ретейла. Оптовая стоимость крымских вин может вырасти от 3 до 15%.
Грядущее подорожание участники рынка объясняют усложнившейся доставкой вин с полуострова после произошедшего теракта на Крымском мосту.
Что случилось с Крымским мостом
Утром 8 октября 2022 года на автомобильной части Крымского моста произошел подрыв грузового автомобиля. После взрыва, который разрушил два пролета автомобильной части и потребует замены еще четырех, автомобильное движение по мосту было приостановлено. Правую сторону моста, которая приняла на себя основную ударную волну от взрыва, восстановили в течение 56 дней — движение по восстановленным пролетам было открыто 7 декабря. Но движение по мосту транспорта грузоподъемностью свыше 1,5 т пока не возобновилось. Грузовые фуры перенаправляются на Керченскую паромную переправу.
В феврале 2023 года вице-премьер Марат Хуснуллин уточнял, что вернуться к вопросу пропуска грузового транспорта по мосту будет возможно после запуска левой его части. 23 февраля Крымский мост полностью открыли для автомобильного движения по всем полосам. Восстановление железнодорожной части Крымского моста и сопутствующей инфраструктуры, не влияющей на движение, по прогнозам завершится в июле.
Все полосы Крымского моста открыли для движения автомобилей
Общество
До открытия Крымского моста в мае 2018 года основным транспортным коридором, который связывал полуостров с материковой частью России, была Керченская паромная переправа. После ЧП на мосту паромная переправа была вновь запущена для грузовиков, но возможности воспользоваться ей ограничены из-за очередей, поясняет Валерий Захарьин, владелец одного из крупнейших винодельческих предприятий Крыма — завода марочных вин «Инкерман». Свою винодельческую продукцию «Инкерман» отправляет по сухопутному коридору, проходящему через новые, вошедшие в состав России территории по маршруту Джанкой — Мелитополь — Мариуполь — Ростов-на-Дону.
Директор Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма «Крымское бюро винограда и вина» Тимофей Месеняшин также отмечает, что доставка большей части винных грузов идет по территории Запорожской и Херсонской областей, что сказывается как на длительности доставки, так и на стоимости. «Цены на доставку варьируются, и в целом удорожание по сравнению с доставкой через Крымский мост составляет до 60%», — отметил Месеняшин.
Если раньше грузы из Крыма доставлялись в среднем за 36–48 часов, то теперь время доставки увеличилось больше чем в два раза — грузы едут от 72 до 168 часов, продолжает Захарьин. Транспортные тарифы, по его словам, выросли более чем на 85% — до 150 тыс. руб. за машину. «Основные сложности, влияющие на логистику, — плохие дороги, не ограниченные по времени комендантские часы, долгие проверки, близость данного маршрута к активной зоне проведения специальной военной операции на Украине», — перечисляет винодел.
Значительное изменение логистики уже отражается на закупочных ценах продукции, констатирует глава Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма. Цены растут непропорционально увеличению стоимости доставки: в зависимости от производителя и ценового сегмента подорожание может составлять до 15%.
Усложнение и удорожание логистики напрямую влияет на стоимость товара и сроки поставки клиентам, поясняет владелец «Инкермана»: «В этой связи мы вынуждены формировать увеличенный товарный запас на нашем складе в Подмосковье, что отражается на дополнительном отвлечении оборотных средств, которые мы вкладываем в товар», — сетует Захарьин. По его словам, за счет хорошего урожая винограда в 2022 году компании удается в завиcимости от ценовой категории вина не повышать стоимость более чем на 3–5%.
В текущей ситуации низкой потребительской уверенности производители стараются держать цены в пределах договорных обязательств, поэтому существенного вклада в розничные цены из-за сложностей с логистикой не будет, считает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев.
Торговым сетям уже поступают уведомления от поставщиков вин Крыма об изменении цен. Представитель ретейлера «Лента» сообщил, что крымские производители заявляют о повышении стоимости продукции от 2 до 10% из-за подорожания виноматериалов, услуг розлива и изменения логистики. О просьбах поставщиков повысить стоимость крымской винодельческой продукции из-за роста транспортных затрат рассказали РБК менеджеры еще двух крупных российских ретейлеров.
Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе
Бизнес
Впрочем, заметные последствия усложнения логистики из региона отмечают не все игроки рынка. Так, в одном из ретейлеров уточнили РБК, что запросы на повышение цен со стороны поставщиков были «точечными». Сложности с поставками испытывал один из контрагентов сети «Азбука вкуса», но в дальнейшем он начал использовать альтернативный маршрут поставок, сообщили в компании, не уточняя деталей. Сложностей с логистикой в Крыму не наблюдает и один из крупнейших виноторговцев Luding Group — компания наращивает поставки вина из региона. «Крымские поставщики стараются сдерживать рост отпускных цен, несмотря на удорожание импортных компонентов, доля которых в производстве, к сожалению, еще весьма высока. С начала года цены выросли незначительно», — рассказал директор по маркетингу Luding Group Андрей Ушаков.
Вывоз вина из Крыма и его реализация, несмотря на сложности с доставкой, пока идут в плановом режиме, утверждает Месеняшин. Временно заморозить поставки и ориентироваться только на локальный рынок крымские виноделы не могут, отмечает один из источников РБК среди дистрибьюторов алкоголя. Внутренний рынок Крыма не сможет даже частично «переварить» объемы продукции в условиях, когда туристический поток на его курорты значительно снизился из-за закрытия аэропорта Симферополя после начала специальной военной операции на Украине.
Как упал турпоток в Крым
С 24 февраля 2022 года, когда началась специальная военная операция на Украине, Росавиация ввела ограничения на полеты в 11 аэропортов юга и центральной части России, в том числе в аэропорт Симферополя. Ограничения неоднократно продлевались, а 30 декабря Росавиация должна была в 50-й раз объявить о продлении ограничений, но было принято решение прекратить публикацию таких оповещений.
На фоне усложнения логистики из-за закрытия аэропорта турпоток на полуостров заметно упал: в первый летний месяц загрузка отелей Крыма оказалась на треть меньше, чем годом ранее. По итогам всего 2022 года Крым принял 6,5 млн туристов — на 50% меньше, чем в 2021 году, когда на полуострове отдохнуло рекордное за все постсоветское время число гостей — 9,5 млн человек. Для сравнения, в 2020 году, когда туристский поток был снижен из-за ограничительных мер, направленных против распространения коронавируса, Крым посетили 6,3 млн туристов.