В 2023 году более 40% опрошенных россиян столкнулись с мошенническими звонками из «службы безопасности банка» или «прокуратуры». Об этом говорится в результатах исследования аналитиков финансового маркетплейса «Выберу.ру», с которыми ознакомились «Известия» 26 января.
По информации экспертов, звонки от «службы безопасности банка» в течение прошлого года поступали 27% респондентов. При этом 87% заканчивали разговор с мошенниками в течение одной минуты, 9% понимали, что их деньгами хотят завладеть неизвестные лица на этапе просьбы предоставить трехзначный код на обороте карты, а 4% опрошенных признались, что всё же стали жертвами мошеннической схемы.
При этом из «прокуратуры» позвонили 14% опрошенных. Как уточнили аналитики, в подавляющем большинстве случаев (97%) злоумышленники сообщали, что со счета физлица пытаются вывести средства, и чтобы предотвратить это, нужно срочно переслать средства на другой счет, в остальных ситуациях мошенники обычно разыгрывали иные вариации того же сценария.
С фишингом — вредоносными ссылками в социальных сетях и мессенджерах и поддельными копиями известных сайтов — сталкивались в общей сложности 42% опрошенных, добавили в финансовом маркетплейсе. И 13% из этих респондентов признались, что в итоге передали свои данные злоумышленникам. Еще 6% поступали звонки от якобы сотовых операторов: абонентам сообщали, что срок действия SIM-карты истекает и его надо продлить. И лишь 4% опрошенных заявили, что не сталкивались с финансовыми мошенниками.
Как выяснили аналитики, чаще всего попадались на удочку мошенников люди в возрасте от 47 до 60 лет (72%). Наиболее бдительными оказались респонденты в возрасте от 19 до 24 лет — они вдвое чаще остальных вычисляли аферистов в первую минуту разговора.
«Проблема мошенничества стоит остро как никогда, и, как показывает статистика, люди старшего возраста — самая привлекательная аудитория для злоумышленников. Только в Москве, по данным прокуратуры, жертвами дистанционных мошенничеств в 2023 году стали 10 тыс. пенсионеров. За последние пару лет злоумышленники научились максимально быстро адаптироваться к повестке и играть на моментальной панике, которая свойственна потребителям в периоды экономической турбулентности», — отметил исполнительный директор «Выберу.ру» Ярослав Баджурак.
Он напомнил, что 11 июля 2023 года в Госдуме приняли закон, согласно которому банки должны возвращать деньги клиенту, если они допустили перевод на мошеннический сайт.
«Однако здесь много оговорок: деньги финансовая организация не вернет, если человек сам перевел средства злоумышленникам, став жертвой социальной инженерии», — добавил Баджурак.
По каким признакам можно распознать обман
Директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко рассказала «Известиям», как не попасться на уловки аферистов.
«Главный принцип, которого стоит придерживаться, чтобы избежать любых видов телефонного мошенничества, — обрывать разговор во всех случаях, когда вам предлагают решить какую-либо проблему. Например, предотвратить попытку списания средств, возобновить действие SIM-карты или вовсе получить какую-то выгоду», — отметила она.
Кроме того, по ее словам, при ответе на подозрительный звонок, не стоит проявлять вежливость и ждать, пока неизвестный собеседник донесет свою мысль, ведь он может показаться убедительным.
«Расхожий совет «положить трубку и самому перезвонить в банк», может вас подвести — мошенники научились искусно подделывать номера. Бывали случаи, когда люди сбрасывали входящий и находили в интернете номер организации, из которой якобы поступал звонок, видели, что он похож, и перезванивали, не набирая номер самостоятельно, а нажимая на него в журнале вызовов, и снова попадали на мошенников! Развитие технологий дает возможность подделывать не только телефонные номера, но и голоса известных жертве людей», — обратила внимание Романенко.
Она также рекомендовала игнорировать сообщения от неизвестных в мессенжерах, даже если были присланы документы с печатями. Действующая организация присылает официальный запрос по обычной почте, как это делают настоящие ведомства, подчеркнула эксперт.
«Чтобы уберечь старшее поколение от взаимодействия с мошенниками, нужно рассказывать, какие ситуации случаются, и настоятельно просить близких не принимать звонки с незнакомых номеров. Если вы заказываете родителям доставку, укажите лучше свой номер, а когда позвонит курьер, оповестите близких о его прибытии самостоятельно», — добавила Романенко.
Ранее, 15 января, в пресс-службе МВД России рассказали, что людям, которые стали жертвами мошенников, оформивших микрокредит, cледует написать заявление в полицию, после чего нужно обратиться к кредитору с претензией и указать в ней на факт мошеннических действий. К письму нужно приложить талон-уведомление из полиции, показания свидетелей, подтверждения алиби и записи с камер видеонаблюдения из помещения, где оформляли заем.