Предпринимательство

Налоговая реформа 2024 в России: последствия для бизнеса – Анатомия Бизнеса

Содержание статьи:

Налоговая реформа 2024 в России: последствия для бизнеса Негативные стороны здорового …

Здоровый пофигизм — это способность не переживать о мелочах и …

1009 7.7.2024 Как превратить подписчиков …

Продвижение в социальных сетях уже необходимый инструмент, а не опциональный. …

1010 7.7.2024 Налоговая реформа 2024 в России: последствия для бизнеса Автор: Надежда Скворцова

Предлагаемые изменения в налоговом законодательстве могут как негативно, так и позитивно повлиять на разные виды бизнеса, а также физических лиц. Однако большинство изменений коснутся именно субъектов малого и среднего бизнеса, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях в связи с санкционным давлением, а также дефицитом квалифицированных кадров (мужчин). Дополнительная налоговая нагрузка плательщикам УСН может негативно повлиять на тех плательщиков, которые находятся на грани выживания, а также на тех, кто планировал развиваться.

Изменения в части уплаты НДС плательщиками УСН

На данный момент плательщики УСН не уплачивают НДС, и контрагенты, которые находятся на общей системе налогообложения, зачастую отказываются от работы с такими налогоплательщиками, так как если в документах нет НДС — нечего «взять к возмещению». Однако на данный момент существует механизм уплаты НДС плательщиками УСН. Если компания является плательщиком упрощенного налога и ей нужно выставить документы с НДС, то она может это сделать, но заплатить НДС в бюджет полностью, без вычетов. Механизм работающий, увеличивающий налоговую нагрузку на плательщика УСН, однако удовлетворяющий требованиям его покупателя — «нам документы только с НДС». В этой ситуации плательщик УСН «точечно» платит НДС — по запросу, но по полной ставке — 20%.

Предложение платить НДС всем плательщикам УСН при оборотах свыше 60 млн рублей по ставке 5% без права на вычет НДС (при доходах до 250 млн и по ставке 7% при доходах с 250 млн до 450 млн) увеличивает налоговую нагрузку на средний бизнес. Сумма выручки 60 млн рублей — это очень низкий порог для бизнеса — всего 5 млн рублей в месяц. А значит, это новшество коснется достаточно большого количества предпринимателей. В пояснительной записке к законопроекту указано, что налоговая нагрузка вырастет незначительно — всего на 3,4 %, однако, по моему субъективному мнению, сумма налога будет просто переложена на покупателя. При этом, учитывая темпы инфляции, увеличение цен будет более чем на 5-7% (по моей субъективной оценке, 10-15%).

Кроме того, уплата НДС такими налогоплательщиками усложняет их работу в части бухгалтерии. До введения НДС налогоплательщики УСН рассчитывают налог ежеквартально (подавая налоговые уведомления) на основании книги учета доходов и расходов. Также они подают декларацию 1 раз в год. С введением НДС налогоплательщики обязаны будут сдавать отчетность ежеквартально по НДС (только в электронном виде с приложением выставленных счетов-фактур). Таким образом, административная нагрузка со стороны налоговых органов на налогоплательщиков увеличится: не только в части подачи декларации, но и в части своевременных ответов на многочисленные автоматические требования со стороны налоговых органов. Также увеличатся затраты на ведение бухгалтерского и налогового учета. Уровень знаний бухгалтеров, ведущих учет с НДС гораздо выше, а значит, сумма их заработной платы также выше.

Многие предприниматели, выручка которых уже превышает 60 млн рублей будут рассматривать либо схемы дробления бизнеса, либо «миграции» в регионы с пониженной ставкой УСН с целью снижения общей налоговой нагрузки. Однако «переезд» бизнеса только с целью снижения налоговой нагрузки незаконен и будет контролироваться налоговыми органами.  Налоговая схема с использованием «дробления» бизнеса также контролируется налоговыми органами и в законопроекте предлагается отказ от налоговых санкций в случае добровольного отказа от использования подобных схем уплаты налога.

Считаю, что введение НДС для плательщиков УСН при оборотах свыше 60 млн рублей негативно повлияет на микро и малый бизнес, не даст ему возможности вырасти в средний, а в дальнейшем в крупный. Если есть необходимость увеличить налоговую нагрузку на бизнес в связи с дефицитом бюджета, то лучше это сделать для плательщиков УСН при оборотах свыше 250 млн рублей, которые еще относятся к малому бизнесу, но уже не являются микробизнесом.

Увеличение ставок по налогу на доходы физических лиц

На данный момент при доходах свыше 5 млн рублей ставка налога увеличивается с 13 до 15%.  Предлагаемая в законопроекте шкала начинается с достаточно низкой границы — 2,4 млн рублей (свыше этой суммы будет ставка 15%). Считаю, что подобную сумму достаточно легко достигнуть всего лишь продав какое-либо имущество, учитывая, что продавать недвижимое имущество ниже чем 0,7 от кадастровой стоимости невозможно без налоговых последствий, а кадастровая стоимость многих объектов (по субъективной точке зрения) завышена. Таким образом, рядовой гражданин, с заработной платой гораздо ниже 200 тыс. рублей в месяц может вдруг стать плательщиком налога в 15%.

Кроме того,  поскольку налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица, их интересует размер заработной платы «к получению» — фактически тех денежных средств, которыми они могут распоряжаться (тратить). Увеличение ставки налога, скорее всего, приведет к переговорам сотрудников и работодателей на тему индексации заработной платы, а значит увеличения затрат бизнеса на оплату труда (включая и страховые взносы от заработной платы).

Увеличение ставки налога на прибыль до 25%

Увеличение ставки снизит прибыльность бизнеса, однако не будет настолько существенно влиять на доходность, поскольку не является косвенным налогом (как НДС) и уплачивается от реальной прибыли, которая сформировалась после учета всех расходов. Снижение доходности бизнеса на 5% будет не столь существенно влиять на плательщиков налога на прибыль, по сравнению с УСН, которым предстоит уплачивать НДС.

Использование федерального инвестиционного налогового вычета позволит уменьшить сумму налога на прибыль, направляемого на уплату в федеральный бюджет. Эта позитивная новость позволит уменьшить затраты бизнеса.

Снижение ставки страховых взносов для обрабатывающих отраслей до 7,6% вместо 15%

Малый бизнес в обрабатывающей отрасли является одним из основных поставщиков для крупных производств. Зачастую такой бизнес имеет достаточно большую долю затрат на оплату труда. Поэтому снижения ставки страховых взносов для обрабатывающей отрасли для субъектов малого и среднего бизнеса существенно поддержит такой бизнес. Данную новость расцениваю как позитивную.

Предлагаемые изменения в налоговое законодательство существенно могут повлиять на субъекты малого бизнеса. Мы, как специалисты, рекомендуем дождаться окончательной версии закона, который вступит в силу, прежде чем принимать какие-либо управленческие решения. Мы рекомендуем не использовать незаконные схемы, а также идти по пути «дробления», чтобы снизить налоговую нагрузку в целом на бизнес. Все схемы дробления бизнеса либо сопровождаются достаточно большим количеством затрат на защиту этой схемы работы, либо легко обнаруживаемы налоговыми органами.

Кнопка «Наверх»