На временном горизонте до 2050 года на отечественном рынке труда условную белую полосу сменит условно черная. Рубежным видится 2030-й, когда количество трудоспособных россиян достигнет 87,3 млн человек. В последующие два десятилетия показатель снизится до 75 млн, подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
Как полагают исследователи из ИНП, процессы будут сопровождаться автоматизацией труда и повышением его производительности. На сегодняшний день граждан в трудоспособном возрасте насчитывается 81,7 млн, к 2026 году их должно стать 83,3 млн. Представлены также два варианта прогнозных цифр относительно численности занятых: в первом случае говорится о 68,9 млн человек к 2030 году и снижении до 66 млн к 2050-му, во втором – о 69,9 млн к 2030 году. Первый реализуется при инерционном сценарии, согласно которому ежегодный рост ВВП будет в пределах двух процентов, второй – при высоком, когда экономика прибавит 3,2%.
Наиболее значимые перемены в структуре занятости ждут сельское хозяйство (доля занятых снизится с 6,7% в 2019 году до 5,3% в 2035-м), торговлю (соответственно, 19% и 17%), сферу здравоохранения (рост с 6,2% до 7,6%), науку (рост с 2,3% до 3,1%).
«Это парадоксально, но получается, что более динамично развивающаяся экономика потребует меньшего количества работников», – заметил директор ИНП Александр Широв. А пока ситуация прямо противоположная: потребность в кадрах заметно увеличили структурная перестройка экономики и импортозамещение.
Между тем демографическая ситуация в стране остается непростой. По данным Росстата за первое полугодие 2024-го, рождаемость упала на 3 % — с 616,2 тысячи до 599,6 тысячи. Одновременно число умерших выросло на 4 % — с 888,7 тысячи до 921,1 тысячи человек. То есть смертность в стране выше рождаемости почти в полтора раза. Естественная убыль населения за шесть месяцев — 272,5 тысячи. Ожидаемая продолжительность жизни стагнирует или снижается: в 2019 году показатель составлял 73,34 года, сейчас – 73,28.
«Понятно, что демографические тренды оказывают серьезное воздействие и на рынок труда, и на экономику: меньше людей – меньше работников, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – Но тут есть свои нюансы, которые необходимо учитывать. По методологии Международной организации туда (МОТ) трудоспособный возраст начинается с 14 лет. Соответственно, мы имеем две разные динамики: одна касается тех, кто родился, другая – граждан старше 14. Одна может расти, другая – падать. Кроме того, в России продолжается пенсионная реформа, обеспечивающая статистический прирост численности трудоспособного населения. В общем, со всеми этими моментами надо разбираться по отдельности».
Что касается сценария, подразумевающего прибавку ВВП в 3,2%, ничего такого не будет, полагает собеседник «МК». Он считает, что в силу разных обстоятельств российская экономика неспособна «прыгнуть» выше двух с небольшим процентов ежегодного роста. Это для нее сегодня нормальные темпы, при которых требуется меньше кадров. А автоматизация производственных процессов, о которой говорят в ИНП РАН, возможна, как отмечает Зубец, в основном в промышленности, на конвейерных линиях, где работают не более 20% занятых. Есть целый ряд секторов, где всё останется по-прежнему. Это, например, перевозки, торговля, образование, здравоохранение. Возможно ли к 2030 году осуществить переход на беспилотные грузовики или на роботизированные, без участия людей, форматы торговли? Нет. Роботы очень нескоро смогут собирать заказы для интернет-магазинов, учить детей, лечить больных.
Впрочем, у отечественного рынка труда есть источник поддержки и помимо роботов. «В аналитике Института народнохозяйственного прогнозирования явно учтен фактор мигрантов, за чей счет будет во многом происходить пополнение трудоспособного населения, — отмечает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. – Приезжие из других стран будут социализироваться и находить себе место в той же сфере услуг, становясь таксистами, курьерами, строителями, работниками ЖКХ, что вполне отвечает интересам российской экономики и руководства. Прогноз ИНП обусловлен определенного рода структурными изменениями. Потому что, если ориентироваться исключительно на статистику по демографии, он предстает абсолютно нереалистичным».
При этом эксперт считает, что нам никуда не деться от демографических ям, отчетливо выраженных. Резкие спады в рождаемости происходят примерно раз в двадцать лет: скажем, поколение родившихся в середине 60-х годов гораздо малочисленнее поколения тех, кто появился на свет в 50-е. Что касается роботизации и искусственного интеллекта… Конечно, ручной труд должен сохраняться, резюмирует Смирнов, но, если не будет инвестиций в технологическое развитие, если не будет прорывов, могут стать явью самые мрачные прогнозы.