Инвестиции

Экономист оценил возможное изменение ключевой ставки ЦБ в начале 2023 года

Снижение ключевой ставки продолжится уже в первом полугодии. Об этом в пятницу, 16 декабря, заявил «Известиям» старший экономист аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие» Максим Петроневич.

По мнению «Открытие Research», в первом полугодии 2023 года можно ожидать возобновления цикла снижения ставки в случае, если не произойдет существенного ухудшения состояния мировой экономики и конъюнктуры сырьевых рынков.

«Высокий уровень долгосрочных безрисковых ставок ОФЗ продолжает оказывать дезинфляционное влияние и пока не требует от Банка России каких-либо решений. В базовом сценарии, предполагающем сохранение цен на нефть марки Urals на уровне $60–70 за баррель, мы ожидаем возобновления цикла снижения ключевой ставки ближе к концу первого полугодия 2023 года», — заявил Петроневич.

По его словам, причиной для этого может стать резкое снижение годовых темпов инфляции существенно ниже 4% ближе к середине 2023 года. В настоящие момент уровень годовой инфляции составляет 12,7%, однако вклад роста цен за март-апрель составляет 9,6 п.п, подчеркнул экономист.

«Это означает, что ближе к концу первой половины 2023 года, когда эти 9,6 п.п. уйдут из базы расчета годового показателя, годовая инфляция опустится существенно ниже 4%. Падение годового прироста цен, низкая продовольственная инфляцией вследствие снижения мировых цен, а также вероятное сокращение инфляционных ожиданий будут важными факторами в пользу возобновления цикла снижения ключевой ставки», — пояснил он.

Как отметил Петроневич, сохранение высоких цен на нефть в базовом сценарии является важным фактором обеспечения стабильности валютного рынка и умеренного ослабления рубля в условиях закрытого рынка капитала. В настоящий момент сальдо счета текущих операций продолжает сокращаться под воздействием падения цен на нефть и растущего импорта, однако все равно остается достаточно высоким.

«По нашим оценкам, счет текущих операций может сократиться в IV квартале до $35 млрд по сравнению с $77 млрд во II квартале, что всё равно существенно выше показателей 2019-2020 годов и примерно соответствует уровню конца 2021 года. В случае сохранения цен на нефть в диапазоне $60-70 за баррель счет текущих операций будет сокращаться и далее, но останется достаточным для обеспечения стоимости рубля в широком коридоре 68-75 рублей за доллар», — сказал Петроневич

Этот уровень примерно соответствует уровням 2021 года и не несет в себе повышенных проинфляционных рисков, отметил эксперт. В то же время риски ухудшения состояния мировой экономики и конъюнктуры сырьевых рынков растут.

«Главы ФРС (Федеральная резервная система. — Ред.) и ЕЦБ (Европейский центральный банк. — Ред.) сохраняют ястребиный настрой и ожидают новых повышений ставок в 2023 году, помимо произошедшего 14–15 декабря роста ставок на 0,5 п.п. Дальнейшее ужесточение будет негативно сказываться на экономиках: в ЕС рецессия, по оценке ЕЦБ, может начаться уже в IV квартале 2023 года. ФРС рассчитывает на небольшой рост по итогам 2023 года, но скептиков в отношении этого прогноза становится всё больше, в том числе из-за близких к стагнации реальных доходов населения в течение 2022 года», — подчеркнул экономист.

Кроме того, вероятные рецессии в США и ЕС могут привести к замедлению экспортно-ориентированных отраслей в Китае, где усиливающим негативным фактором может выступить и неблагоприятная эпидемиологическая обстановка.

Ранее в этот день на последнем в этом году заседании Совет Директоров Банка России не только ожидаемо сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%, но и не поменял нейтральную тональность пресс-релиза, который подразумевает возможность изменения ставки в 2023 году в любую сторону в зависимости от ситуации.

Как отметил управляющий директор проекта «Финуслуги» Игорь Алутин в беседе с «Известиями», сохранение ключевой ставки ЦБ на уровне 7,5% было ожидаемым. Он подчеркнул, что очередное сохранение ключевой ставки уже заложено в уровень ставок в экономике. По его словам, основные причины повышения ставок по депозитам и удорожания кредитов, которые наблюдались в последние месяцы, не связаны с монетарной политикой регулятора.

Кнопка «Наверх»