Бизнес идеи

Россиянам предложат скинуться на поддержку авиаотрасли: в чем особенность спецфонда

В авиатранспортных кругах обсуждают возможность введения с авиапассажиров нового сбора на случай банкротства перевозчиков или экстренных отмен рейсов. Авиационный, как и любой другой рынок сопряжен с рисками. Можно долго строить планы, а потом — бац! — пандемия, санкции или нелетная погода. Но вот вопрос: почему за возможные, гипотетические форс-мажоры должны платить обычные пассажиры?

Обсуждается новый сбор с пассажиров за форс-мажор

Минтранс опровергает авторство инициативы о введении дополнительного сбора. Между тем, источники называют даже его возможную сумму — до 300 рублей — с авиапассажиров для подстраховки. Речь идет о создании «резервного фонда поддержки пассажиров» на случай форс-мажорных обстоятельств.

Отметим, на сегодняшний день в России не существует фондов поддержки самостоятельных пассажиров. Да, есть такое объединение как Турпомощь, но оно занимается исключительно чартерными рейсами. Между тем разговоры о создании «копилки», все средства которой должны идти на возмещение ущерба, в случае проблем перевозчика, идут уже более 8 лет.

Напомним, ранее в СМИ уже появлялась информация о том, что в России могут ввести новый сбор при покупке авиабилетов для наполнения резервного фонда. Однако Минтранс и ранее, и сейчас официально подобную идею отвергал.

Но в экспертном сообществе уверены: дыма без огня не бывает. И тут интересны мотивы. Значит ли это, что какие-то авиакомпании находится на грани банкротства и их хотят поддержать за счет пассажиров?

Так, в ноябре 2022-го глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что не видит риска банкротства российских авиакомпаний на фоне ограничений в отрасли из-за западных санкций. Да и в целом, авиарынок, спрос, цены на билеты, выручка перевозчиков — все растет! По данным Росавиации, в этом году рынок выйдет на досанкционный уровень. То есть, в период действия международных ограничений авиакомпании перевезут столько же пассажиров, сколько было до санкций. Но даже несмотря на такие положительные показатели идея нового сбора опять активно начала обсуждаться. С чего вдруг?

Речь идет о сумме порядка 150 рублей за полет, а туда-обратно выходит 300 рублей, полагает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Вопрос создания подобного фонда обсуждался чуть ли не с начала нулевых годов. Сейчас, если речь будет идти о банкротстве средней по российским масштабам авиакомпании, то тех денежных средств, которые будут сосредоточены в фонде за год-два работы, хватит на выполнение всех обязательств перед пассажирами. То есть, на то, чтобы организовать перевозные рейсы или пересадить клиентов на рейсы других авиакомпаний и компенсировать им дополнительные расходы», — говорит эксперт.

По мнению Пантелеева, рост стоимости перелета на 300 рублей никак радикально не повлияет на спрос на перевозки. «Инициатива по созданию защитного механизма достаточно своевременная. Ведь, как было раньше? Гром грянул, и мы начали думать как и чем помочь авиакомпаниям и пассажирам. А тут средства будут заранее аккумулированы в фонде», — продолжает он.

Это страховка на будущее, подчеркивает главный редактор портала Avia.ru, аналитик Роман Гусаров.

«Напомню, в 2015 году, когда компания «Трансаэро» прекратила деятельность, на руках у людей осталось 1 млн 800 тыс. билетов. Тогда государство из бюджета выделило средства, пассажиров вывезли,— говорит собеседник «МК». — Но тогда объем перевозок был ниже, страна не находилась под санкциями, и дефицита бюджета не было. Надо понимать, что финансовая помощь от государства состоит из налоговых сборов. То есть, в любом случае все оплачивает потребитель, только способы разные: или через налоги и бюджет, или через фонд».

Между тем, если с серьезными трудностями столкнется одна из крупнейших в России авиакомпаний, то проблема будет уже не в возврате денежных средств пассажирам, а в том, чтобы у всей отрасли хватило ресурсов (места в самолетах), чтобы вывести пассажиров, имеющих на руках билеты проблемной компании. У того же почившего в бозе «Трансаэро» доля рынка была всего порядка 10%. Пассажиров нашлось куда пересадить. А вот если с рынка уйдет более крупный игрок, возникнут большие трудности и никакие средства фонда тут не помогут.

«Проблема в прозрачности самого фонда, — подчеркивает Гусаров. — Пассажиры должны знать, кто держатель этого фонда, как деньги распределяются и кому. Не хотелось бы, чтобы средства просто растворились. А случаи, когда фонд собирает деньги, а потом тратит всю сумму не целевым образом, а на себя, не такая и редкость».

Кнопка «Наверх»