Бизнес идеи

Цена авиатоплива в России побила рекорд

Экономика России не перестает устанавливать ценовые рекорды. На сей раз в топе оказалось авиатопливо. На минувшей неделе оно в очередной раз подорожало и его биржевая цена поднялась с 67, 922 тыс руб за тонну до 68, 291 тысяч. Это, между прочим, исторический рекорд: так дорого оно еще не стоило никогда.

Воздух пахнет керосином


Но есть и хорошая новость: совсем не обязательно следом вырастут в цене авиабилеты. Правительство поставило благородную цель добиться доступности авиаиаперелетов для всех слоев населения, перевезти на внутренних маршрутах 90 млн. пассажиров. Получится ли на фоне дорожающего топлива?

Пока, правда, пассажиропотоки в России снижаются — за 6 месяцев нынешнего года на 9 %. По мнению федерального Минтранса , падение это связано с ограничением на полеты в 11 аэропортов страны на юге и в некоторые города центральной России в связи с известными геополитическими обстоятельствами.

Ведомство отмечает, что правительство «прилагает все усилия», чтобы выровнять ситуацию. Но пока ему это не удается. Росавиация в очередной раз продлила ограничение до 18 июля на полеты в эти города. Хотя самое большое снижение отмечается почему-то не в сторону Крыма, а по направлениям Москва — Санкт-Петербург и Москва — Казань.

Цены на авиатопливо, понятное дело, строго мониторит Федеральная антимонопольная служба, но они все равно растут — начиная еще с апреля. От Минэнерго следуют привычные объяснения: так как растут цены на нефть на мировом рынке, то они растут и на внутреннем.

Правда, в условиях снижения спроса на авиаперелеты топливо, по идее, не должно дорожать. Но здесь, как предполагают эксперты, включаются другие факторы: летом нефтеперерабатывающие предприятия страны любят останавливать свое производство на профилактику. Объемы производства, соответственно, падают,  цена на авиационный керосин  растет даже в условиях снижения спроса… Почему так уж необходимо останавливать производство именно летом, когда люди больше всего путешествуют и спрос на топливо велик — вопрос без ответа.

Тем не менее, существующие меры господдержки отрасли позволяют держать тарифы на полеты на прежнем уровне. Чтобы нивелировать стоимость, правительством введен режим демпфера — дополнительный вычет из конечной цены на авиакеросин. И он дает ощутимые результаты. Цена топлива для авиакомпаний  на внутреннем рынке составила в июне чуть меньше 35 тысяч рублей за тонну. При биржевой, напомним, почти 68 тысяч.

— Собственно, авиаперелеты внутри России становятся почти такими же доступными, как проезд в метро, — оптимистично утверждает руководитель аналитической службы агентства  «Авиапорт» Олег Пантелеев. .

Сам авиаэксперт считает, что при нынешних ценах на авиабилеты, например, Москва-Санкт-Петербург, нет экономического смысла ездить поездом. Разве что если   хочешь из центра Москвы попасть сразу в центр Питера. Или для тех, кто боится летать на самолёте. Но в целом цены на авиабилеты находятся на очень  привлекательном уровне, полагает наш собеседник. Недавно в рамках распродажи он приобрёл авиабилет до Санкт-Петербурга стоимостью 1500 рублей в один конец, правда, без багажа. «Но в Питер можно слетать и налегке — 3 000 туда-обратно. Это сопоставимо со стоимостью такси от аэропорта до дома или до гостиницы». 

— Сейчас правительство реализует масштабную программу субсидирования авиаперевозок на внутренних линиях, — поясняет Пантелеев, — Чтобы простимулировать пассажиропоток, выделено порядка 100 млрд рублей, не считая других программ субсидирования — дальневосточного,  калининградского или симферопольского направлений. Хотя Симферополь по известным причинам сегодня не актуален. А также полётов между регионами, минуя Москву. С учетом масштабов государственной поддержки можно сказать, что такие рыночные факторы, как цена топлива, отступают на второй план, когда речь идёт о стоимости авиабилетов на внутренних линиях.

— Наверное, главную роль здесь играет демпферная система?

— Она играет важную роль, но в правительстве уже идут обсуждения относительно пересмотра «топливного демпфера». По мнению некоторых чиновников финансового блока, на компенсацию в рамках этого инструмента уходит слишком много средств. 

У правительства есть задача — обеспечить ценовую доступность авиаперелётов на внутренних воздушных линиях, добиться перевозки 90 миллионов пассажиров и 10 миллионов на международных. Можно предположить, что кабмин, несмотря на негативную рыночную конъюнктуру, будет действовать так, чтобы пассажир мог купить билет.

— Однако пассажиропоток падает, и с этим в обозримом будущем вряд ли что-то можно сделать…

— Да, объемы перевозок снизились, но происходит  перераспределение потоков. Если раньше Москва была точкой на карте, куда стекались все внутрироссийские потоки, а дальше люди пересаживались  и отправлялись по своим делам в другие регионы или за границу, то сейчас налаживаются прямые авиаперелёты между российскими регионами. 

Для пассажиров, которые живут на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке, полёты теперь удобнее состыковывать не в Москве или в Питере, а в той же Сибири или на Урале. Столичные аэропорты теряют пассажиропоток, а некоторые крупные аэропорты Сибири его увеличивают.

Кнопка «Наверх»