Бизнес идеи

Цены на автокредиты упали ниже плинтуса

В середине февраля по российскому рынку автокредитов прокатилась очередная волна снижения ставок. Впервые за последние 10 лет формальный минимальный уровень процентов по автоссудам достиг исторической отметки в 1,4%! Какие тенденции набирают силу на рынке кредитования и куда пойдут ставки, разбирался «МК».

Надолго ли?


Необычный ажиотаж

В начале этого года на рынке автокредитов царило непривычное оживление. По оценке вице-президента, начальника управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимира Высоцкого, в минувшем январе российские банки выдали физлицам на покупку автомобилей как минимум 75 млрд руб. Это на 6% превышает итоги декабря 2022 года. Около 60% в структуре продаж заняли транспортные средства из РФ и Китая. Средний чек одного автокредита достиг около 1,2 млн руб., за год снизившись на 18%.

Как пояснил «МК» управляющий директор Совкомбанка Артем Языков, основным драйвером увеличения выдачи автокредитов и продажи новых автомобилей в январе 2023 года стало возобновление госпрограммы субсидирования первоначального взноса при покупке автомобиля.

Помимо возобновления госпрограммы на сильные результаты повлияли еще два фактора: увеличился выбор автомобилей (как вследствие выхода новых марок на рынок, прежде всего из Китая, так и параллельного импорта), а также ожидаемый рост цен на авто, отметил «МК» руководитель дирекции развития автокредитования Альфа-Банка Сергей Литвиненко. Из новых трендов он выделил растущий объем продаж электромобилей, в т.ч. российских брендов Evolute и «Москвич». «Росбанк Авто» начал продажи электроавтомобилей китайского бренда Skywell. Напомним, при покупке электромобилей скидка во всех регионах РФ составляет 25%, но не более 625 тыс. руб.

Набирает силу еще ряд важных тенденций — банки расширяют партнерские сети автодилеров, упрощают оформление заявок в мобильных приложениях и на специализированных сайтах.

Кроме этого, растет популярность программ авторассрочки. На рынке появились продукты с довольно оригинальной конфигурацией: клиент берет рассрочку сроком на 36 месяцев с остаточным платежом до 60%, который по заявлению клиента может быть пролонгирован еще на 36 или 48 месяцев. Таким образом, клиент не только получает беспроцентную рассрочку на покупку нового авто, но и минимальный размер ежемесячного платежа.

Куда пойдут ставки?

Кредитные организации, уловив новую сильную волну спроса, улучшают условия по продуктовым линейкам.  

«Прогулявшись» по сайтам банков, «МК» пришел к выводу, что самые выгодные условия по автокредитам на текущий момент предлагают два крупных госбанка. В первом случае ссуду на сумму до 3 млн руб. сроком от 13 месяцев до 84 месяцев можно на получить на покупку подержанного и нового автомобиля по ставке от 1,4%. Полис каско и передача автомобиля в залог не обязательны. Но при передаче в залог приобретаемого или имеющегося автомобиля существенно снижается размер процентной ставки. Во втором случае кредит на сумму до 7 млн руб. сроком до 7 лет выдается на покупку в салоне нового легкового автомобиля или с пробегом по ставке от 2,4%.

Артем Языков не видит в ближайшее время предпосылок для существенного изменения ставок по автокредитам, которые корректируются вслед за изменениями ключевой ставки Банка России. При этом, по его мнению, высока вероятность их плавного роста во втором квартале 2023 года.

Начальник управления продуктовой политики департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бессонов также не ожидает в ближайшее время снижения ставок: «Изменение ставок будет зависеть от депозитного и облигационного рынков. В случае если ставки по вкладам будут подниматься, последует и рост кредитных ставок. Ожидаем колебание в пределах 1–2%». По его прогнозу, в долгосрочной перспективе дальнейшее развитие рынка автокредитов будет зависеть от геополитической ситуации в стране и в мире. Возможен определенный рост спроса, в том числе за счет выхода на рынок новых китайских марок.

В целом эксперты позитивно смотрят на перспективы рынка автокредитов. По оценке Владимира Высоцкого, к концу года доля заемных средств в сегменте может составить около 45%. Таким образом, почти каждое второе новое транспортное средство в РФ будет продано с привлечением заемных средств.

Ложка дегтя

Из неприятных трендов выделим два. Во-первых, ассортимент в автосалонах и на авторынках остается скудным. Напомним, в течение прошлого года в РФ закрылись 7 заводов: «Рено Россия» (Москва), «Лада Ижевск», «Легковое производство ГАЗ» (Нижний Новгород), «Соллерс-Форд» (Елабуга) «Тойота Мотор», «Ниссан Мотор» и «Хендай Мотор» (все — Санкт-Петербург). Предприятия Volkswagen и Stellantis в Калуге, Mazda-Sollers во Владивостоке и Mercedes-Benz в Подмосковье простаивают.

Из-за острого голода на новые машины многие автолюбители переключили свое внимание на вторичный рынок, на котором свои специфические «болячки» — хронический дефицит запчастей и повышенные процентные ставки по кредитам на покупку автомобилей с пробегом. Зато цены на поддержанные авто не так кусаются. «Доля кредитования на покупку автомобилей с пробегом продолжает расти. В целом банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан и выдают автокредиты тем из них, у кого значение Персонального кредитного рейтинга находится на высоком уровне», — отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Во-вторых, на рынке автокредитования ухудшается конкуренция. Многие западные автопроизводители, имеющие в РФ кэптивные банки, помахали рукой россиянам. Из-за минимальной стоимости фондирования от материнских банков и субсидий автоконцернов они предлагали покупателям минимальные ставки по автозаймам. На днях президент Владимир Путин разрешил отечественному холдингу «Автодом» выкупить дочернюю банковскую структуру Mercedes-Benz Group AG — «Мерседес-Бенц Банк Рус». Немецкий концерн — третий глобальный производитель в легковом автопроме, покинувший РФ после Renault и Nissan. Напомним, в конце прошлого года специальное разрешение на приобретение 100% акций российского РН банка, развиваемого альянсом Renault-Nissan совместно с «дочкой» UnuCredit, получил «АвтоВАЗ». Ранее в 2021 году в результате финансовых проблем PSA Peugeot Citroen закрылся банк «ПСА Финанс Рус», проработавший в стране 13 лет.

По оценке Frank RG, в 2021 году (т.е. до начала СВО. — «МК») доля банков, принадлежащих западным автомобильным корпорациям, в общем портфеле автокредитов составляла 25%. Очевидно, что в текущих условиях она будет неуклонно падать.

Советы по делу

Алексей Бессонов рекомендует в первую очередь определиться с автомобилем. После этого следует присмотреться, какие специальные условия у банков действуют для данной марки/модели. Не секрет, что автопроизводители рынка новых автомобилей определяют круг кредитных организаций, которые представляют совместные финансовые программы. Как правило, в этих программах действуют лучшие условия рынка.

В выборе кредитного продукта действуют стандартные правила: чем выше первоначальный взнос за автомобиль, тем, как правило, ниже процентная ставка, отметил эксперт. По его словам, длинные сроки кредита позволяют снизить нагрузку на платежи с сохранением возможности досрочного погашения автокредита: «Просите распечатывать несколько графиков погашений с разными вариантами кредитных продуктов. Сравнивайте не только процентные ставки по кредитам, но и ежемесячные платежи и переплату. Не забудьте изучить неценовые параметры — удобство платежей, онлайн-обслуживание, наличие офисов в вашем городе и т.д.», — добавил Бессонов.

Сергей Литвиненко советует при выборе автокредита обратить особое внимание на размер ежемесячного платежа и сервис. Платеж отражает весь комплекс условий банка, а также позволяет спланировать свои расходы. Учитывая текущий уровень неопределенности, целесообразно выбирать банки и продукты, предлагающие длинные сроки кредита, чтобы сделать платеж комфортным.

Кнопка «Наверх»