Инвестиции

Эксперт оценил сложность владения заводами IKEA

Актив покупателям заводов IKEA, «Слотексу» и «Лузелес», достался сложный и развить его будет непросто. Добиться полной загрузки можно, в лучшем случае, через два года, заявил «Известиям» в пятницу, 17 февраля, генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России (АМДПР) Александр Шестаков.

По его словам, купленные предприятия были ориентированы на экспорт в ту же IKEA в Европе. На них выпускалась отличная продукция, 70–80% которой шло на экспорт. Сейчас из-за санкций этот канал закрыт, теперь речь идет только о внутреннем рынке, сказал Шестаков.

Также он отметил, что завоевать снова внутренний рынок будет непросто: заводы IKEA выпускали в основном корпусную мебель. Но большое количество однотипной мебели сложно реализовать.

«Приобретение данных заводов коренным образом рынок не изменит, несмотря на их достаточно внушительные мощности. Основная проблема российских мебельщиков сейчас — это не производственные мощности, а емкость рынка и развитие экспорта мебели. Новые собственники этих предприятий и хотели бы продолжать экспортировать мебель, вопрос только в какие страны они планируют это делать? Для этого нужна помощь государства», — сказал Шестаков.

По данным АМДПР, объем экспорта мебельной продукции из России в 2022 году сократился на 39% до 29,5 млрд рублей, причем половина этого объема приходилось на IKEA. Российская мебель уже долгое время считается одной из лучших в мире, поэтому в странах Европы она пользовалась спросом.

По словам Шестакова, некоторые компании годами завоевывали себе репутацию на этих рынках, но в мгновение потеряли возможности сбыта из-за санкций. Сейчас предприятия осуществляют поставки на традиционные рынки стран СНГ, а также растущие рынки Ближнего Востока и Северной Африки, но нарастить там быстро объемы не получается — это достаточно долгий процесс. К сожалению, некоторые привлекательные рынки отгородились от нас пошлинами, например Индия, у которой она составляет 30%, добавил он.

«Мы вполне можем вернуть прежние объемы экспорта, нам надо его только переориентировать. Причем речь идет не только о продукции бывшей IKEA, но и других мебельщиков, которые потеряли каналы сбыта в Европе. Нам нужна поддержка государства и государственных институтов. В частности, помощь в организации постоянно действующих мебельных шоу-румов и складов в дружественных странах. Без этого доставка мебельной продукции за рубеж значительно усложняется из-за длительных таможенных процедур, что, в свою очередь, повышает риски, связанные с исполнением сроков контрактов и для поставщика, и для заказчика», — сказал Шестаков.

Ранее, 15 февраля, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов рассказал «Известиям», что правительственная комиссия одобрила сделку по продаже трех заводов IKEA в России. Покупателями стали два крупных отечественных производителя мебели — компания «Слотекс» и изготовитель пиломатериалов «Лузалес». Оставленные IKEA мощности продолжат функционировать в России, продукцию начнут реализовывать в отечественных розничных сетях.

Кнопка «Наверх»