Инвестиции

Эксперты оценили потребность и эффект от ВСМ между Москвой и Петербургом

Эксперт Смирнов: ВСМ между Москвой и Петербургом негативно скажется на бюджете Путин сказал, что для проекта высокоскоростной железной дороги Москва — Петербург наступил момент. Эксперты усомнились в необходимости такого «гигапроекта» на фоне большого числа нуждающихся в ремонте дорог в РоссииФото: Сергей Петров / Global Look Press

Действующая ветка скоростного сообщения между Москвой и Петербургом формально не подходит под определение высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), но она обеспечивает хороший результат по времени, в нее были вложены значительные инвестиции, заявил РБК старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.

«На текущий момент у РЖД хватает инвестиционных проектов, и появление такого многотриллионного уже не мега-, а гигапроекта негативно скажется на эффективности использования бюджетных средств. Сокращение времени в пути между Москвой и Петербургом с четырех до двух часов таких инвестиций не стоит», — счел эксперт.

Он отметил, что в первую очередь государство обязано формировать инфраструктуру внутригородского транспорта, и путешественники на отрезке между Москвой и Санкт-Петербургом не испытывают нехватки в транспорте, выбирая между скоростью и стоимостью поездки. Смирнов также напомнил, что в России «еще очень много непостроенных и неотремонтированных мостов, региональных дорог в плохом состоянии», и направление части денег от проекта ВСМ позволит улучшить жизнь «намного большего количества людей намного меньшими средствами».

Путин увидел момент для скоростной железной дороги из Петербурга в Москву ЭкономикаФото:«Комсомольская Правда» / Global Look Press

Тема высокоскоростной железной дороги поднималась петербургскими властями еще в 2019 году, ее тогда же одобрил президент Владимир Путин, напомнил заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.

С его слов, оптимист бы счел, что за четыре года были проведены предпроектные и проектные работы, хотя часть стройки, а именно строительство двух путей ВСМ между Москвой и Зеленоградом, уже ведется. А пессимист «вспомнил бы, что, если в 2019 году были выборы губернатора Петербурга и заявление о ВСМ звучало как поддержка [губернатора Александра] Беглова, то сейчас осталось менее полугода до президентских выборов».

Эксперт затруднился оценить актуальность проекта, поскольку в открытых источниках нет сопоставления с альтернативой — реконструкцией существующей линии Москва — Петербург, предусматривающей строительство третьего и четвертого главного пути с обходом крупных станций, ликвидацией одноуровневых наземных переходов. По его оценке, поездка по альтернативному варианту заняла бы 2 часа 40 минут.

Все Старейшие страховые компании регионаСАО «МЕДЭКСПРЕСС» САО «МЕДЭКСПРЕСС»  Дата регистрации 08.01.1992ООО «СК "ВЫСОТА"» ООО «СК "ВЫСОТА"»  Дата регистрации 12.10.1993АО «БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ» АО «БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ»  Дата регистрации 09.12.1993АО СК «ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК» АО СК «ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК»  Дата регистрации 17.03.1994

«Источников средств для строительства ВСМ я сейчас не вижу, бюджет дефицитен, и ФНБ нужен для более важных расходов, бизнес финансировать строительство не будет, поскольку такие капвложения никогда и нигде не окупаются, ВСМ всегда и везде строились за счет государства», — добавил Янков, оценив стоимость строительства ВСМ в 15–20 трлн руб.

Проект будет «очень капиталоемким», оценил управляющий партнер консалтинговой компании «НЭО» Алексей Романенко. Он указал, что задачу следует реализовать с технологическим партнером, например компаниями из Китая, которые могли бы предоставить альтернативные Siemens поезда с обязательством локализации.

«ВСМ при всей своей дороговизне несет огромный мультипликативный эффект на экономику. Для справки: Китай за десять лет создал более 19 тыс. км ВСМ», — добавил Романенко.

Минтранс допустил продление ВСМ Москва — Петербург до Минска ОбществоФото:Илья Галахов / Global Look Press

Положительную оценку проекту ВСМ дал вице-президент Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев. По его мнению, сейчас экономика остро нуждается в «разогреве внутреннего спроса», а настолько огромный проект означает значительные заказы у отечественных предприятий.

Кроме того, продолжил он, направление Москва — Петербург обладает всеми необходимыми предпосылками в виде высокой численности населения и его продолжающегося роста, платежеспособности пассажиров, туристического спроса и расстояния, на котором ВСМ предельно конкурентоспособны.

«Десятки лет отраслевые эксперты, органы власти и бизнес спорят о целесообразности и экономической эффективности ВСМ в России. За эти же 50 лет в мире построены десятки тысяч километров высокоскоростных магистралей, перевозящих сотни миллионов пассажиров в год и приносящих колоссальные социально-экономические эффекты для территорий», — добавил Фадеев.

Сеть ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом будет стоить 1,7 трлн руб., считает эксперт. Аналогичный проект между столицей и Екатеринбургом он оценил в 3,4 трлн руб., в ту же сумму, по его оценке, обойдется ветка до Адлера.

Минтранс заявил о возможном запуске ВСМ в Петербург без денег из бюджета БизнесФото:Сергей Бобылев / ТАСС

О проекте ВСМ напомнил 17 августа президент Путин. Он сказал, что время в дороге между городами составит 2 часа 15 минут вместо нынешних 4 часов.» Если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда, как я понял, освобождается действующая для передвижения грузов. И скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится», — пояснил он.

Кнопка «Наверх»