ЕС разрешил ввоз без потолка цен нефтепродуктов, сделанных из российской нефти за рубежом
Евросоюз, который ввел эмбарго на ввоз нефтепродуктов из России и потолок цен на них, предусмотрел два исключения. Ограничения не касаются продукции, произведенной из российской нефти за рубежом, а также смесей нефтепродуктов
«Роснефть»
ROSN
₽347,1
+1,54%
Эмбарго на поставки нефтепродуктов из России и предусмотренный им ценовой потолок для третьих стран ($100 за баррель для светлых нефтепродуктов, включая дизтопливо и бензин, и $40 — для темных), заработавшее 5 февраля, не касается нефтепродуктов, которые произведены из российской нефти за рубежом. Об этом говорится в пояснениях Еврокомиссии, опубликованных на ее сайте.
Потолок цен не будет действовать и в случае смешивания нефтепродуктов из России с нефтепродуктами нероссийского происхождения, приводящего к появлению товара с другим таможенным кодом, отмечает Еврокомиссия. Это означает, что такие нефтепродукты могут продаваться без учета ценовых ограничений, а европейские провайдеры, соответственно, могут беспрепятственно оказывать услуги по их страхованию и транспортировке.
По оценкам Международного энергетического агентства, экспорт нефтепродуктов из России в 2022 году составил 2,85 млн барр. в сутки (около 142 млн т за весь год), из них на ЕС приходилось 1,2 млн барр. в сутки. Россия обеспечивала около 40% импорта Евросоюза, и европейским странам трудно сразу же отказаться от российского сырья.
Почему потребовались исключения
ЕС долгое время в значительной мере зависел от импорта российских нефтепродуктов, отмечали аналитики банка HSBC в январском отчете. В 2021–2022 годах около половины европейского импорта дизельного топлива обеспечивала Россия.
Перед вступлением в силу эмбарго компании ЕС нарастили закупки, стремясь пополнить запасы. В декабре 2022 года импорт дизтоплива ЕС из России достиг максимума в 0,7 млн барр. в день. Теперь Европе предстоит заместить эти объемы.
ЕС запретит импорт смесей с российской нефтью. Что это значит
Бизнес
В преддверии вступления в силу эмбарго ЕС европейские импортеры и поставщики из ряда дружественных или нейтральных к России стран стали заранее перестраивать цепочки поставок. Индия, Китай и Турция существенно нарастили импорт сырой нефти из России в 2022 году. Например, по данным Argus Media, Индия увеличила закупки российской эталонной марки Urals с нуля в начале 2022 года более чем до 40% от общего объема их морских поставок к началу осени. В итоге к декабрю 2022 года доля Азии в закупках российской нефти почти удвоилась, превысив 80%.
Эти же три страны увеличили поставки нефтепродуктов на европейский рынок. Так, по данным европейской статистической службы Eurostat, в марте—ноябре 2022 года импорт нефтепродуктов из Китая в ЕС вырос в 2,3 раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года (до 1,6 млн т), из Индии — на 14% (до 4,25 млн т), из Турции — на 6% (до 1,5 млн т). Кроме того, ввоз нефтепродуктов из Сингапура увеличился почти втрое (до 1,6 млн т). Агентство Bloomberg называло Сингапур хабом по реэкспорту российской нефти и нефтепродуктов через смешивание их с другими сортами.
Европа ввела эмбарго на российские нефтепродукты. Что это значит
Бизнес
Еще один источник для замещения российских нефтепродуктов в Европе — Ближний Восток. ОАЭ планируют увеличить поставки дизеля во Францию и Германию на 100 тыс. барр. в сутки в 2023 году, а Кувейт — на 50 тыс. барр., а также удвоить экспорт авиационного топлива.
Economist Intelligence Unit ожидает продолжения этой тенденции — Россия будет отправлять больше баррелей в Китай, Индию, на Ближний Восток и в Африку, а Европа будет увеличивать импорт нефти и нефтепродуктов из тех же Индии, Китая, ближневосточных стран и США, сказал телеканалу CNBC аналитик Мэтью Шервуд. Тем не менее, учитывая более длинные маршруты таких замещающих поставок, стоимость этого вида топлива для европейцев может вырасти, предупреждали аналитики HSBC.
В октябре 2022 года Индия занимала третье место среди поставщиков нефтепродуктов в Евросоюз после России и Саудовской Аравии, продавая топлива в европейские страны на $1 млрд (более 1 млн т за месяц). «Я не удивлюсь, если нефтеперерабатывающие компании Индии увеличат экспорт дизельного топлива в Европу», — сказал старший аналитик по нефти S&P Global Сумит Ритолия.
Роль Индии на мировом рынке нефти продолжает расти на фоне вступления в силу западного эмбарго и потолка цен на российские нефтепродукты, сообщило 5 февраля агентство Bloomberg. В январе 2023 года страна ежедневно поставляла в Европу 172 тыс. барр. дизельного топлива с низким содержанием серы, что является максимумом с октября 2021 года и замещает около 25% поставок из России, следует из данных аналитиков Kpler.
Трейдер Trafigura продал долю в связанном с «Роснефтью» НПЗ в Индии
Бизнес
Совладельцем второго по размеру НПЗ в Индии, Nayara Energy, является российcкая «Роснефть» (владеет 49,13%), еще 24,565% — у фонда UCP Ильи Щербовича. В начале января 2023 года международный трейдер Trafigura продал долю в этом заводе, после того как вышел из другого совместного проекта с «Роснефтью». Увеличение поставок сырья на этот завод будет зависеть от эффективности, заявил журналистам 6 сентября глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе конференции India Energy Week в Бангалоре. «Все зависит от эффективности. Есть транспорт, есть страховка, банковские ставки. Мы можем поставлять не только из России на Nayara, если в этом есть смысл. Ну, конечно, надо максимально загружать», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).