Предпринимательство

Это важно! Риски и приобретения при постановке целей

Содержание статьи:

Во всех проектах, с которыми я работаю, мы всегда разрабатываем стратегии на года вперед. Создаем видение себе, команде, собственникам. В цифрах, объемах, сроках.

Это позволяет не сливаться на половине пути, не выгорать и достигать целей.

Почему так важна цель

Цель выступает маркером или якорем, которым мы цепляемся за образ будущего. Та метка, которая ведет нас по жизни. Правильно сформулированная цель начинает определять ваши ежедневные действия и решения, а те в свою очередь, ведут вас к достижениям.

Это не про плыть против течения или по течению. Это обозначить внутри «реки» свои А и B, знать, куда вам нужно приплыть. Понимать мотив, потребность, зачем плыть и какими методами. Цель наполняет жизнь смыслом, а ежедневную рутину — чувством жизни.

Если вы, как самурай без цели, у вас только путь, скорее всего вы будете много лет кружить, так и не достигнув выдающихся результатов, хотя бы в контексте своей жизни. Регулярно будет накатывать апатия, преддепресивные состояния и кризисы. Рано или поздно внутри себя возникают вопрос: «зачем я это делаю?» Если нет внятного ответа, мы бросаем.

Как найти цель

Всё зависит от контекста. Если мы говорим о цели жизни, это одна история. Если мы ставим план продаж на квартал в конкретном отделе конкретной компании, то это уже про другое.

Есть много методик для поиска и постановки цели. Самая простая и самая эффективная это просто начать спрашивать себя: «а чего я хочу?» Слушать ответ. Это как медитация. Попробуйте внедрить в жизнь. Один мой товарищ впервые задался этим вопросом в возрасте 25 лет, к 30 только что-то нащупал.

Есть простые коучинговые методики, например «Колесо баланса». Заключается в том, чтобы детально описать свои жизненные контексты, например, отношения. Оценить их по 10-балльной шкале. Детализировать до отношений с коллегами, родителями, супругами, детьми, друзьями, знакомыми, соседями по лестничной клетке. Оценить опираясь на оценку, решить, что мы хотим сделать, зачем и как, что нам это дает. Что можно сделать за год в этой области? Что за неделю? Что завтра утром?

Что такое правильно поставленная цель

К этому вопросу можно подойти с нескольких сторон.

Нужно дать себе ответы на следующие вопросы:

  • Почему это важно?
  • Могу ли я не делать, почему?
  • Что если не достигну цели?
  • Это для меня или для других?
  • Цель пришла изнутри или снаружи?

Цель должна удовлетворять эмоциональным потребностям (дефицитам). Часто нас триггерит то, чего нам очень не хватает.

Так же у вашей цели должно быть здоровое соотношение приобретений и рисков: примерно 70% приобретений и 30% рисков.

Например, Игорь работает в строительстве. Решает, что у него достаточно опыта, связей и надежная бригада, чтобы уволиться, начать брать заказы самому и работать на себя. Он давно мечтает открыть свой маленький строительный бизнес.

Какие тут приобретения? Больше денег, почет, статус, независимость, отпуск по желанию и далее по списку.

Какие риски? Может не получиться, его могут кинуть, потому что сейчас он представитель известной фирмы, а завтра станет ИП, придется работать 24/7, излишки платить из собственного кармана, самому искать заказчиков и материться на сотрудников.

У Игоря второй ребенок пошел в школу, на новый год уже запланирована поездка в Таиланд с семьей и еще не выплачен кредит за Mondeo.

Если риски высоки, мы не действуем. Если рисков нет, тоже. Это касается и приобретений.

Как нельзя формулировать цели

Я призываю в процессе постановки цели фокусироваться на внутренних желаниях, а не на вещах или предметах. Попробовать поменять местами эффект от цели и цель.

Например, девушка Катя хочет себе Audi A6. Если задать несколько раз девушке Кате вопрос: «А зачем?» — девушка Катя без лукавства говорит: «Хочу, чтобы мной восхищались». При этом у девушки Кати оклад 45 тысяч и маленький ребенок. Может она себе позволить такой автомобиль? Нет. Добиться цели «хочу, чтобы мной восхищались» легко. Только найти хорошую форму.

SCORE — всемирно известная методика постановки цели. Очень хороша для эффективного управления сотрудниками и на очень коротких дистанциях. Например, если мы знаем, что менеджер по продажам Олег, сделав 100 звонков за смену, приносит компании X тысяч в месяц, а я, как его руководитель, хочу, чтобы он приносил на 20% больше. Мы садимся с Олегом, ставим цель делать 120 звонков или «закрывать» не одного из 5 клиентов, а 1 из 4.

Если вы ставите себе среднесрочные и долгосрочные цели, не стоит использовать эту технологию, потому что она зашоривает. Прекращаете видеть другие варианты решения своей проблемы.

Например, Катя из примера решила поставить себе цель по SCORE. Устроилась на 3 подработки, собирается в течение года заработать на свою железную мечту. Начинает активно работать. Тут знакомится с богатым любовником, который хочет подарить Кате «Бентли». Катя отказывается. У нее же цель. Мечта. Уловили иронию?

Как ещё не нужно ставить цели:

  • Не формулировать конкретно, чего хотите.
  • Пытаться влиять на других (людей, государства, ведомства, организации).
  • Не описывать критерии оценки.
  • Не сверяясь со своей личной этикой.
  • Не делать первые шаги.

Выводы

  • Без цели процессы, жизнь начинает терять смысл.
  • Чтобы найти цель, необходимо слушать себя,  использовать некоторые инструменты для точного формулирования на бумаге.
  • Вводите критерии и проверяйте цель на вшивость, чтобы она не осталась очередным пунктом в списке.
  • При формулировках оставляйте себе поле для маневра, но не забудьте поставить дату с которой необходимо сверяться.
  • Формулируйте: конкретно, не про других, с описанием финиша, экологично.
  • Не откладывайте первый шаг.
Кнопка «Наверх»