Бизнес идеи

Европа создает механизм замены российского газа: эксперты оценили потери Москвы

Европейские страны намерены упорядочить торговлю газом на внутреннем сырьевом рынке. В связи со снижением поставок «голубого топлива» из России, полвека закрывавших энергетические потребности Старого Света, участники ЕС задумали создать собственную сбытовую площадку, позволяющую любому желающему купить сырье в необходимых объемах и по приемлемым ценам.

ЕС решает энергетические проблемы


Теплая зима хотя и смягчила, но не решила окончательно энергетические проблемы Европы. В прошлом году «Газпром» сократил поставки в страны Старого Света более чем вдвое, а после ввода Западом новых энергетических санкций российский экспорт рискует упасть до 20% от прежних объемов. Однако Европе пока все нипочем: подземные хранилища континента ломятся от запасов газа — сейчас там накоплено на 30% больше сырья, чем требуется для выхода из отопительного сезона. На фоне этих позитивных трендов лидеры ЕС собираются создать новую независимую торговую площадку, избавляющую, по мнению ее инициаторов, сырьевой рынок Старого Света от господства крупных поставщиков энергоресурсов и предоставляющую возможность всем покупателям заключать оптимальные по ценовым условиям сделки по покупке или продаже углеводородов.

В ходе реализации данного проекта Евросоюз в апреле объявит специальный коллективный тендер на поставку газа. Потенциальными экспортерами углеводородов выступают американские, африканские и ближневосточные компании, контракты с которыми Брюссель планирует заключить не позднее июня. Главной изюминкой торгового центра станет возможность совместного приобретения энергоносителей европейскими странами: при объединении финансовых и логистических ресурсов клиентам будет гораздо дешевле покупать крупные лоты сырья, чтобы затем их поделить пропорционально своей доли в сделке.

Оценить эффективность нового энергетического механизма ЕС «МК» попросил российских экспертов.

Федор СИДОРОВ, частный инвестор, финансовый аналитик:

«Газпром» уже потерял европейский рынок, на который до последнего времени поставлялось по пяти маршрутам около 160-180 млрд кубометров топлива в год. Пять маршрутов — это не работающий после диверсии «Северный поток» и его немецкое ответвление OPAL, газопровод «Ямал-Европа», поставки по которому не осуществляются с лета 2022 года из-за контрсанкций России, украинская ГТС, транспортирующая минимальные объемы сырья, и «Турецкий поток», снабжающий южные регионы Евросоюза. «Северный поток-2», за счет которого доля «Газпрома» на рынке континента могла увеличиться до 200 млрд кубов в год, так и не был введен в эксплуатацию.

С одной стороны, потерю европейского рынка России пока не удается восполнить. Поставки в Азию не компенсируют утраченного сбытового сегмента. В Китай ведет только один маршрут — трубопровод «Сила Сибири» мощностью менее 40 млрд кубометров в год (пока поставляется лишь 20 млрд кубов). Магистраль «Сила Сибири-2» находится лишь в стадии проектирования.

Вместе с тем, принимая во внимание все упомянутые аспекты, можно прийти к выводу, что создание «картеля покупателей» (по ассоциации с ОПЕК+, только со стороны импортеров сырья) на газовом рынке никак не повлияет по текущие позиции российского газа. Это решение принимается европейцами, чтобы обезопасить себя от резких колебаний стоимости энергоресурсов в дальнейшем. Создаваемая организация будет определять общие объемы закупок газа для стран Евросоюза и тем самым начнет оказывать влияние на конечную цену углеводородов. Но насколько эффективным окажется подобный инструмент, сказать сложно. Мировой газовый рынок проходит период очередного переформатирования Кроме европейского премиального сегмента, существует еще и азиатское направление, спрос на котором растет год от года. Если европейские потребители начнут диктовать ценовые условия поставщикам, то последние могут просто уйти в Азию, где с легкостью найдут платежеспособного партнера. В любом случае, формирование «альянса покупателей» – дело долгое. Пока такая организация будет создана и ее решения начнут определять ситуацию на рынке, может пройти немало времени: ОПЕК была создана в 1960 году, и только через 20 лет картель начал контролировать 50% производства нефти в мире».

Владимир КОВАЛЕВ, аналитик TeleTrade:

«Европейские страны объединяют усилия для совместных закупок газа. Формируется клиентский пул, который в определенных обстоятельствах способен превратиться в монополию покупателей. В экономике это явление называется «монопсония». Такой картель будет предъявлять общий объединенный спрос на газ для Европы на единой торговой площадке с участием различных поставщиков. Предполагается, что работать новая биржа будет по принципу «оптом — дешевле», что посодействует ограничению стоимости энергоресурсов. Ранее в такой структуре не было необходимости, поскольку «Газпром» десятилетиями обеспечивал стабильные поставки недорогого трубопроводного сырья. Доля российского газа на рынке Европы составляла примерно 40%.

К началу 2023 года европейские закупки из России сократились на 80%. Теперь российский газ замещают иные поставщики. Преодоление зависимости от российского импорта наряду с жесткой экономией топлива позволило сырьевым котировкам опуститься ниже $500 за 1000 кубометров, чего не наблюдалось с осени 2021 года.

Между тем энергетические проблемы Евросоюза не преодолены. Остается опасность нехватки топлива на следующую зиму, а также увеличиваются затраты на более дорогостоящий СПГ, за который странам Старого Света приходится конкурировать с другим крупным потребителем — Китаем. Запуск новой торговой площадки, намеченный на лето этого года, призван отладить механизмы закупок газа в единой централизованной системе с последующим распределением между странами и конкретными пользователями. По задумке организаторов, это позволит сократить издержки отдельных потребителей.

Для «Газпрома» потери объемов прокачки в Европу будет крайне трудно восполнить другими направлениями. Трубопроводы в Азиатский регион, прежде всего в Поднебесную, недостаточны по пропускной способности и отдалены от основных месторождений, снабжавших Европу. Для формирования новой соответствующей инфраструктуры необходимы огромные инвестиции и длительное время. Кроме того, дополнительный спрос на газ, помимо существующего, в Азии намного меньше, чем выпадающие объемы в Европе».

Кнопка «Наверх»