Бизнес идеи

Германия сделала заявление по газу, резко уронившее его цену

Ценам на газ не дали поставить новый рекорд. Стоило его стоимости в ЕС вплотную подобраться к историческому максимуму, как заявление Германии о высоких запасах сырья откинуло котировки к уровню недельной давности. Правда, передышка может оказаться недолгой. Сентябрь обещает стать «часом икс» для европейских потребителей энергоресурсов, которым в условиях заоблачных цен и ограничения поставок из России придется уже сейчас наполнять подземные хранилища необходимыми на зиму объемами топлива.

Вопрос в том, надолго ли подешевело  «голубое топливо»


До отметки в $3500 за тысячу кубометров стоимость газа на европейском рынке поднялась в конце прошлой недели, когда на фоне предупреждения «Газпрома» о временной полной остановке «Северного потока — 1», биржевые трейдеры начали в панике задирать котировки сырья. Новый виток роста цен ожидался в понедельник, 31 августа, на которое монополия анонсировало начало трехдневного прекращения экспорта по трубопроводу.

Пока же, в понедельник, 29 августа, стоимость «голубого топлива» резко снизились до $2900 – столько же стоила тысяча кубометров 24 августа. Главной причиной ценового отката эксперты называют заявление министра экономики ФРГ Роберта Хабека о том, что темпы заполнения немецких хранилищ позволяют надеяться, что уже в следующем месяце газовые запасы достигнут уровня в 85% и гарантируют стране бесперебойное отопление ближайшей зимой. Как сообщает Bloomberg, позитивная статистика из Берлина заставила многих трейдеров зафиксировать прибыль, из-за чего цены покатились вниз. Кроме того, «Газпром» так официально и не подтвердил остановку «Северного потока — 1».

Напомним, что своего исторического пика стоимость газа достигла 7 марта, когда ряд мировых потребителей энергоресурсов начали вслух задумываться об отказе от российских углеводородов. Тогда с начала торгов на голландском хабе TTF котировки «голубого топлива» буквально в считанные часы скакнули с $2366 до $3899 за тысячу кубометров.

Даже несмотря на текущую волатильность, цены на газ остаются на столь высоком уровне, что ближе к началу отопительного сезона смогут взять еще одну психологическую планку в $4000, как и прогнозировал недавно «Газпром». Более того, как заявил зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев, много лет возглавлявший совет директоров газовой монополии, до конца года котировки могут подняться и к $5000.

Европейцы, с одной стороны, постепенно накапливают в своих подземных хранилищах необходимые для прохождения зимних холодов объемы. С другой, смогут ли они покупать энергоресурсы по запредельным ценам, которые способны продержаться несколько месяцев, и не придется ли странам континента при наступлении морозов залезать в запасы чаще, чем их пополнять?

Ряд стран — Болгария, Хорватия, Венгрия, Латвия и Нидерланды — в отличие от немцев, не могут похвастаться своими газовыми закромами, объемы накопления в которых пока не вселяют надежду на успешное преодоление отопительного сезона. В результате инфляция впервые за все время существования Евросоюза рискует разогнаться выше 10% (в Польше темпы роста цен уже за 15%), промышленности придется сокращать и закрывать производства, что станет причиной падения экономики в целом и приведет к всплеску социального напряжения.

Между тем, как поясняет главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, Россия, пользуясь ценовой конъюнктурой, продолжает получать сверхприбыль от продажи сырья — по оценке Bloomberg, в 2022 году наша страна может нарастить доходы от экспорта нефти и газа до $320 млрд, что почти на треть больше прошлогодних показателей. Впрочем, в стратегическом плане аномально высокие цены на газ несут риски и для РФ. «Поставленные в жесткие рамки между высокими ценами на энергоносители и снижением экспорта из России европейцы могут задуматься не столько об отмене санкций против Москвы, сколько о форсированном поиске средств и возможностей для снижения своей зависимости от наших энергоресурсов», — предупреждает эксперт. Если пока доступных и стабильных альтернатив российским углеводородам не наблюдается, то уже через несколько лет новые каналы и маршруты будут выстроены и станут причиной сокращения российской доли на топливном рынке континента. А это, по словам Гойхмана, грозит привести к снижению экспортной выручки от сделок России c постоянными платежеспособными клиентами ЕС.

Кнопка «Наверх»