Бизнес идеи

Зигзаги параллельного импорта алкоголя: объемы «левого» спиртного могут вырасти

То, о чем еще с лета говорили специалисты потребительского рынка, стало фактом: алкоголь вошел в состав товаров, которые поставляются в Россию по параллельному импорту. Соответствующие изменения в перечень товаров, разрешенных к ввозу в Россию, внес Минпромторг.

Названы риски ввоза в страну крепких напитков без разрешения владельцев брендов


Как следует из заявления Минпромторга, механизм параллельного импорта будет распространяться на ту алкогольную продукцию, которая на сегодняшний день не производится в России. Речь идет, в первую очередь, о таких напитках, как виски, бренди, джин, ликеры, шампанское. Во всяком случае, такой вывод можно сделать изучив список из почти 40 брендов алкогольной продукции, которой теперь открыт маршрут в Россию — по крайней мере, параллельный. Среди них такие известные марки, как Black & White, Cardhu, Jack Daniel’s, Jim Beam, Johnnie Walker, White Horse.

При этом в сообщении Минпромторга говорится, что «по винной, коньячной и другой алкогольной продукции внутренняя потребность закрывается полностью». Кроме того, ведомство обещало продолжить мониторинг ситуации с импортными поставками и при необходимости добавлять или исключать в перечень те или иные позиции. 

В принципе, проблема заполнения полок со спиртным возникла этой весной, после ухода с отечественного рынка в результате известных политических событий производителей целого ряда известных и востребованных западных марок алкоголя. В результате, по итогам первого полугодия импорт виски и водки сократился более чем на 40%, коньяка и бренди — на 11%, джина — на 26%, ликеров — на 36%. Видимо, за последнюю пару месяцев ситуация на рынке спиртного не улучшилось и поэтому Минпромторг решился, наконец, на шаг, к которому лоббисты подталкивали его неоднократно. 

В частности, в начале осени с предложением разрешить параллельный импорт алкоголя выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейшие российские торговые сети. По данным Ассоциации, на долю ушедших и приостановивших работу в РФ компаний, приходилось 66% рынка виски, 63% рома, 82% коньяка, 100% производимого во Франции шампанского.

Стоит отметить, что до последнего времени идее параллельного импорта алкоголя на правительственном уровне противостоял Минфин, полагавший, что такие схемы поставок могут серьезно увеличить риски ввоза в страну контрафактной продукции. Как указывалось представителями финансового ведомства, при поставках без разрешения правообладателя, отличить оригинальный алкоголь от поддельного будет сложно.

Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин оценивает перспективы параллельного импорта алкоголя неоднозначно. «Дагестанские коньяки вряд ли могут конкурировать с французскими, из провинции Шампань. Как минимум ценовой сегмент другой», — считает эксперт. При этом он полагает, что вопрос параллельного импорта актуален только по отношению к крепкому алкоголю, а вино и пиво заменить отечественными аналогами проще.

В свою очередь, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз полагает, что Минпромторг, принимая решение о параллельном импорте, ориентировался, в первую очередь, на потребности бизнеса — торговых сетей и ресторанов, которые жаловались на сокращение объемов фирменной зарубежной выпивки. «Речь идет о марках спиртного, востребованных лишь у 10% потребителей, остальные 90% на их отсутствие не жаловались», — подчеркнул эксперт По его мнению, если закупать алкоголь продолжит небольшая группа из примерно 15–20 импортеров, которые и раньше официально ввозили спиртное в Россию, то ситуация с контрафактом в целом будет под контролем — поскольку речь идет об опытных и проверенных импортерах. Если же к параллельному импорту допустят широкий круг компаний, тогда объемы контрафактного алкоголя в стране значительно вырастут, уверен Дробиз.

Кнопка «Наверх»