Бизнес идеи

Инфляционные ожидания населения не сошлись с официальными прогнозами

Впервые с ноября прошлого года инфляционные ожидания россиян выросли, составив в феврале 12,2%, говорится в отчете Центробанка. Что касается официальных прогнозов от ЦБ и Минэкономразвития на текущий год, они приблизительно в два раза ниже этой цифры. Вопрос о том, что в итоге окажется ближе к реальному значению потребительской инфляции на конец декабря 2023-го – оценка ведомств или «глас народа»?

Эксперты объяснили: главную роль играют эмоции и личный опыт


Согласно опросам, за последний месяц показатель инфляционных ожиданий увеличился на 0,6 процентного пункта. В феврале до 55,9% (максимума с марта 2021 года) выросла доля респондентов, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров. ЦБ не исключает, что в дальнейшем эта заначка может сыграть роль «отложенного спроса» и поспособствовать разгону инфляции.    

Ранее регулятор уже указывал на рост инфляционных рисков, связанных с ухудшением условий внешней торговли, перегревом рынка труда и ускорением бюджетных расходов. При этом, по его оценке, инфляция к концу 2023 года выйдет на уровень 5-6%. Минэкономразвития  говорит о 5,5%. А вот Счетная палата эти прогнозы не разделяет, напоминая о повышении тарифов ЖКХ, ожидаемом ослаблении курса рубля, а также об общемировом росте цен на товары и ресурсы. 

«Инфляционные ожидания населения больше основаны не на цифрах статистики, а на эмоциях и личном опыте, — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Сейчас россияне вряд ли ждут улучшения своего благосостояния, видя, как дорожают продукты. Только по данным Росстата, за год огурцы выросли в цене на 50%, лук – на 60%. А Минэкономразвития исходит из того, что потребительский спрос будет сжиматься, сдерживая динамику инфляции: чем меньше люди покупают, тем меньше темпы роста цен в макромасштабе».

Судя по всему, рассуждает Деев, россияне окончательно перешли к кризисной модели потребления. Спрос действительно будет стагнировать, а население — больше экономить и меньше тратить, стараясь сохранять финансовую подушку безопасности. Вместе с тем, проинфляционные факторы, которые никуда не исчезли, вполне могут перевесить эти обстоятельства. Рубль будет слабеть, тарифы ЖКХ – расти, равно как затраты производителей из-за подорожания комплектующих, сырья и материалов. Чтобы не работать себе в убыток, компаниям придется повышать отпускные цены. Вероятно, инфляция по итогам года увеличится до 13-15% (с текущих 11,76%), полагает эксперт.

«Профессиональные оценки отражают стоимость комплекса товаров и услуг, которые отслеживает Росстат для определения индекса цен, — отмечает аналитик TeleTrade Владимир Ковалев. – У основной массы рядовых потребителей иной набор наиболее важной продукции. Скажем, в него не входят такие товары, как стройматериалы и бытовая электроника (телевизоры, смартфоны), которые в последнее время дешевеют. То, что огурцы подорожали на 58%, водка на 10%, а проезд на метро – на 8%, люди замечают сразу».

Ко всему прочему, с начала года курс доллара к рублю усилился на 10%, с 68 до 75 рублей. Для россиян это зримое подтверждение того, что потребительские цены растут и будут расти. Их скепсис усиливается и общей напряженностью, неопределенностью в экономике. В предстоящие месяцы на ситуации будет сказываться целый ряд проинфляционных факторов: проблема с дефицитом бюджета, анонсированное правительством сокращение добычи нефти, вступившее в феврале в силу европейское эмбарго на нефтепродукты, снижение поставок газа и экспортных цен на него. Доходов в казну будет поступать все меньше, а разница между доходной и расходной частью – увеличиваться. Монетарным властям придется наращивать внутреннюю денежную массу при недостаточном товарном покрытии. Кроме того, рассуждает Ковалев, на розничные цены будут влиять и ситуация с удорожанием валюты и ростом импорта.

А вот ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников полагает, что по итогам первого квартала годовая инфляция может опуститься и до 4%. «Но речь идет о чисто статистическом эффекте, обусловленном высокой базой. С марта годовой уровень цен будут сравнивать с тем, что был весной 2022 года, — утверждает собеседник «МК», — А вот во втором, третьем и четвертом кварталах 2023-го инфляция оживится во многом из-за растущего бюджетного дефицита. По моим ощущениям, она будет находиться в интервале 6-8%. В этом смысле к прогнозной цифре от ЦБ больше доверия, чем к оценке Минэкономразвития. Регулятор берет в расчет значительно больше моментов – тут и разные товарные группы, и показатели по регионам, и тренды последних трех лет».  

Кнопка «Наверх»