Бизнес идеи

Россияне задолжали за услуги ЖКХ почти 900 млрд

Росстат поделился старой как мир новостью: долги россиян за коммунальные услуги растут ускоренными темпами. По итогам I квартала текущего года показатель составил без малого 900 млрд рублей, увеличившись за год на 72 млрд (в 2022-м – на 56 млрд). Причина, на первый взгляд, проста до банальности: платежки разбухают от разного рода «инновационных» услуг, которые подстегивают тарифы, а с другой стороны, на людей давит безденежье. В реальности же картина куда более неоднозначная и многокомпонентная.

Коммунальная сфера продолжает жить своей тайной жизнью

В целом, сфере ЖКХ свойственна одна железобетонная закономерность: что бы ни происходило в этом замечательном хозяйстве, эффект неизменно не в пользу населения. И ментально, и, тем более, материально очень сложно адаптироваться к узаконенной повинности платить за поставленные на конвейер новации (таких как «умные» счетчики), за всех этих котов в мешке, за неизвестно по каким истинным причинам дорожающие услуги.

Недавно Федеральная антимонопольная служба анонсировала индексацию тарифов на газ для всех потребителей на 8% с июля 2024 года и на столько же — с июля 2025 года. Совокупный же платеж граждан за услуги ЖКХ в среднем по стране вырастет соответственно на 6,3% и 5,3%, согласно прогнозу Минэкономразвития.

Что касается неплательщиков, они, конечно, бывают разные. Далеко не всегда долги обусловлены нехваткой денег, бедственным положением домохозяйств. Немалая часть должников, чьи списки (порой с совершенно безумными цифрами напротив фамилий и номеров квартир) мы видим на дверях подъездов, — это те, кто отказывается платить из принципа.

Демонстрируя своего рода форму борьбы с поборами и несправедливостью. Случай тяжелый, из разряда психологии. За неуплату коммунальных счетов закон предусматривает лишение квартиры, однако на практике такая мера трудно реализуема, особенно если это единственное жилье неплательщика. На практике, чтобы суд принял такое решение, долг должен быть сопоставим со стоимостью квартиры.

Но подавляющее число должников не платит, поскольку нечем. Да, у нас платежная дисциплина в сфере ЖКХ самая высокая из всех отраслей: до недавних пор она доходила 95% по стране. Страшась оказаться без света, газа, воды, а то и крыши над головой, основная масса предпочитает меньше и хуже питаться, экономить на лекарствах и одежде, но только не вступать в конфликт с властью.

При этом жильцы понятия не имеют, насколько экономически обоснованы все эти цифры в квитанциях и почему они меняются из месяца лишь в одну сторону – увеличения. Заподозрить подвох можно, а вот пожаловаться абсолютно некуда: деятельность управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих организаций (РСО) хотя и разрешена государством, но никак им не контролируется. Соответственно, проще плюнуть и заплатить. И увы, сейчас все больше становится тех, кто уже физически неспособен переваривать весь этот тарифно-нормативный беспредел: надо выживать, кормить себя и детей.

Чего стоят одни только взносы за капитальный ремонт, которые за год в большинстве российских регионов выросли на 30-50%. При этом нет никакой связи между, с одной стороны, объемом и итоговым качеством работ, а с другой – размерами тарифов. По словам Константина Крохина, председателя Жилищного союза, члена комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ, государство в лице региональных властей фактически дало отмашку на то, чтобы в секторе ЖКХ финансовое бремя легло полностью на плечи граждан. Капремонтом занимаются местные операторы, которых не хватает средств для выполнения задач, поставленных федеральным центром. Отдавая коммунальщикам с их растущими аппетитами свои едва ли не последние деньги, люди не видят никаких позитивных изменений: качество услуг неизменно низкое, при этом нет возможности повлиять ни на сроки, ни на состав работ – монтажных и подрядных.

Что ж, на этот системный монополизм, ставший нормой по умолчанию, действительно нет управы. Ни о каких рыночных механизмах здесь нет и речи, скорее, ситуация напоминает элемент советской плановой экономики и социальной политики. Прав у собственников жилья из года в год все меньше, зато платежных обязанностей (на фоне общей непрозрачности отрасли) – все больше. Понятно, что любая компания стремится к снижению издержек и наращиванию прибыли. Вот только на беду для населения именно в сфере ЖКХ это обстоятельство обрело максимально неблагоприятные, необоримые, зловещие формы.

Кнопка «Наверх»