Бизнес идеи

Как изменились полки магазинов бытовой техники и электроники. Инфографика

Как поменялись лидеры российского рынка электроники и бытовой техники Сюжет Война санкций С начала 2022 года на полках российских магазинов электроники и бытовой техники китайские и турецкие товары сменили привычные бренды. Как менялись доли производителей в различных категориях — в инфографике РБК Apple AAPL $174,56 +0,74% Купить XIAOMI CORPORATION 1810 HKD11,7 -2,01% Купить MSI

Как изменились полки магазинов бытовой техники и электроники. Инфографика

После начала специальной военной операции на полках российских магазинов электроники и бытовой техники китайские и турецкие бренды потеснили привычные. Южнокорейский Samsung потерял лидерство на рынке сразу в нескольких категориях: его доля в сегментах смартфонов, телевизоров и пылесосов серьезно сократилась. Это следует из данных двух источников РБК на рынке электроники, основанных на расчетах крупной аналитической компании (все данные приведены в натуральном выражении).

Как изменились полки магазинов бытовой техники и электроники. Инфографика

LG значительно потерял в категориях холодильников, пылесосов и стиральных машин, Apple — на рынке смартфонов и ноутбуков.

При этом заметно выросли доли китайских брендов Haier, Huawei, Tecno, Deerma, а также турецкого производителя крупной бытовой техники Beko. В категории ноутбуков первую строчку занял тайваньский бренд MSI, хотя ранее он не входил в топ-5. Третьим по популярности продавцом холодильников стала красноярская «Бирюса».

Почему поменялся состав полки

После начала специальной военной операции многие иностранные бренды приостановили или полностью прекратили работу в России на фоне санкций со стороны США и Евросоюза, сбоев в логистике и общественного давления. В марте 2022 года прекратили поставки своей техники Samsung, HP, LG, Bosch, Apple и др. Часть из перечисленных компаний также приостановила сборку техники на местных заводах. Американский производитель бытовой техники Whirlpool, известный своими брендами Hotpoint и Indesit, KitchenAid и Bauknecht, продал свои производственные мощности в России турецкой компании Arçelik, которая владеет марками Beko, Grundig, Blomberg и Arçelik.

Все Старейшие страховые компании регионаСАО «МЕДЭКСПРЕСС» САО «МЕДЭКСПРЕСС»  Дата регистрации 08.01.1992ООО «СК "ВЫСОТА"» ООО «СК "ВЫСОТА"»  Дата регистрации 12.10.1993АО «БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ» АО «БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ»  Дата регистрации 09.12.1993АО СК «ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК» АО СК «ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК»  Дата регистрации 17.03.1994

Летом прошлого года заработала схема параллельного импорта, то есть появилась возможность ввозить товар без разрешения правообладателя: это несколько компенсировало отсутствие официальных поставок. Однако такой способ нельзя назвать стабильным, поскольку количество товаров, доступных к покупке в другой стране, может быть ограниченным, а также усложнена логистика, что увеличивает сроки поставок товаров. Кроме того, параллельный импорт может увеличить стоимость продукции. Есть случаи, когда ввозимая техника не адаптирована для российского рынка. Например, имеет вилку с тремя контактами, а не с двумя, соответствующими российским розеткам, и т.д.

Маркетплейсы обогнали сотовых операторов по продажам смартфонов Технологии и медиаФото:Михаил Гребенщиков / РБК

Представитель маркетплейса Ozon объяснил изменения относительно лидеров на российском рынке возросшими преимуществами компаний из Китая: «Очень активно растут китайские производители, в том числе за счет хорошего соотношения «цена — качество», а также активной маркетинговой деятельности и сервисной поддержки, в то время как корейские, европейские и американские бренды теряют долю».

По словам представителя «М.Видео-Эльдорадо», также изменилось и потребительское поведение. Он отметил, что для большинства покупателей бренд уже не является определяющим фактором при выборе: «В условиях структурных изменений потребители демонстрируют достаточно лояльное отношение и готовы выбирать конкурентоспособные новые или ранее менее известные для них торговые марки. При этом важным фактором, кроме стоимости, является доверие к месту покупки, а также наличие гарантийного обслуживания».

По собственным данным «М.Видео-Эльдорадо», по итогам первого полугодия 2023 года более 70% штучных продаж смартфонов на рынке приходилось на бренды из Китая. Теперь восемь брендов из этой страны входят в топ-10, включая первое место, а Samsung и Apple опустились на третье и четвертое места. В ноутбуках китайские марки занимают уже 40% рынка в штуках. Представитель «М.Видео-Эльдорадо» подчеркнул, что при сопоставимых технических характеристиках и возможностях они предлагают более привлекательные ценовые условия. В группе также заявили об умеренном восстановлении покупательской активности: «Отчасти покупатели подходят к покупке более рационально, с другой стороны, мы видим устойчивый интерес и к премиальным и люксовым товарам».

В «Яндекс.Маркете» рассказали, что внутри их интернет-площадки статистика продаж телевизоров отличается: «А-бренды все еще занимают существенную долю (лидеры LG, Xiaomi и Samsung), тем не менее наблюдаем увеличение спроса на телевизоры китайских брендов — это Xiaomi, усиливается и доля Haier. Мы также ожидаем сильного роста Hisense и TCL». В компании назвали положительным трендом то, что ассортимент становится разнообразнее, поскольку это способствует развитию конкуренции и появлению более выгодных цен для конечного потребителя. Так, например, если раньше 70% рынка смартфонов занимали три бренда, то теперь — пять. Аналогичный тренд наблюдается и в других категориях электротехники.

Кнопка «Наверх»