Содержание статьи:
На первый взгляд, договор-оферты составить несложно. Однако есть правила составления оферты, которые необходимо учесть. Лишь это убережет ваш бизнес от лишних и неоправданных трат.
Советы, как составить оферту, даёт юрист по договорному и предпринимательскому праву Анна Лаптева.
Закон не устанавливает строгие нормы для оферты. В этом есть своя сложность. Однако, составляя этот договор, помните про положения ГК РФ относительно вашей сферы деятельности.
Не используйте чужие оферты
Каждый бизнес индивидуален, поэтому не используйте чужие оферты для собственного бизнеса. Часто оферту делают по шаблону, скаченному из Интернета. Это плохо, и может стоить вам денег и репутации.
Почему? Ваша оферта должна учитывать особенности вашей работы.
Сведения о продавце
В оферте необходимо указать информацию о компании или ИП: название, ФИО генерального директора, реквизиты счёта, контакты. Прописывать это можно в любом месте документа.
Но мой совет, разделите сведения: в начале оферты — название компании /ИП, всё остальное — в конце. Клиент не будет путаться в ОГРН/ ОГРИП / ИНН и быстрее перейдет к покупкам:
Например:
Подробно описывайте товар или услугу
Опишите товар, который предлагаете, или услугу подробно, с указанием характеристик, этапов, состава и т. д. Это поможет минимизировать риски, если клиент выразит отказ и потребует возврат денег.
Задача оферты для вас — защищать вас от невнимательных и недобросовестных клиентов. Поэтому в оферте прописывайте условия так, чтобы клиент их понял.
Если в оферте все честно и грамотно прописано, то в случае спора суд с большой вероятностью может встать на вашу сторону. Но если из оферты непонятны достоверные характеристики товара или услуги, суд займет сторону клиента.
Пропишите акцепт
Пропишите условия, при котором клиент принимает оферту. Это может быть получение согласия на сайте, регистрация на сайте, внесение полной или частичной оплаты за товар или услугу и иные действия. Выбирайте действие, которое при необходимости сможете доказать.
Правильно пропишите стоимость товара или услуг
Основное правило при указании стоимости — клиент должен понять из оферты полную стоимость товара, услуги с учетом доставки, скидок, рассрочки и иных условий.
Если стоимость доставки различается в зависимости от конкретных условий, пропишите, от чего и как она рассчитывается.
Не стоит писать на сайте «___ не является публичной офертой». Очень часто предприниматели используют фразу, чтобы защитить себя от ошибок, думая, если на сайте «товар за 5 000 рублей» вместо «30 тысяч», то эта фраза позволит продавать дороже, чем цена на сайте. Но это не так. Сайт с описанием товара/услуги, ценой, условиями доставки и возврата — это оферта, и клиент вправе получить товар на условиях сайта. Если на сайте указан товар за 5000 рублей — магазин обязан продать его за указанную стоимость.
Если описание стоимости товара, услуг занимает много места, не включайте его в оферту. Вы можете сделать ссылку на сайт: «Стоимость товара указана в разделе "____"».
Не забудьте указать способы оплаты, это может быть:
- наличные при доставке;
- картой курьеру;
- картой на сайте.
Следует указать все способы, которыми клиент может произвести оплату.
Опишите процесс возврата денег покупателю
Пошагово, подробно пропишите какие действия должен совершить клиент, чтобы вернуть денежные средства за ваш товар или услугу. Обратите внимание на такие условия как:
- сроки;
- форма составления заявления о возврате денежных средств (это может быть специальный бланк для заявления либо свободная форма заявления);
- каким образом клиент должен направить заявление (почтовым отправлением или электронно);
- сроки возврата денежных средств;
- претензионный порядок.
Все тонкости процесса необходимо тщательно прописать, чтобы ни у одной из сторон не возникло проблем и споров с возвратом денежных средств. Также пропишите нестандартные ситуации, чтобы обезопасить себя. Например, о срыве доставки по вине курьера.
Все спорные ситуации не обязательно прописывать в оферте. Для этого можно сделать отдельный раздел на сайте.
Хочу напомнить, что не стоит затягивать сроки возврата денежных средств клиенту, это может обернуться негативными последствиями как финансового характера, так и репутацией вашего бизнеса.
Вас может заинтересовать наш материал «Предпринимателей ждёт единый счет для всех налогов, взносов и сборов».
Проверьте на отсутствие положений, противоречащих закону
Внимательно следите, чтобы условия вашей оферты не противоречили Закону РФ «О защите прав потребителей» и не ущемляли права клиента.
Будут считаться незаконными пункты оферты, которые предусматривают запрет возврата денежных средств клиенту или затягивание сроков возврата.
Например, я часто встречаю такие условия у частных мастеров, оформивших статус самозанятых или ИП. В офертах они указывают, что внесенная предоплата за услуги не возвращается, тем самым нарушая закон. Ведь, если вы не докажете, что уже приступили к выполнению услуги и не сможете доказать правомерность удержания денежных средств, вам придется не только вернуть денежные средства, но и выплатить клиенту штраф.
Работайте официально
Если вы продаете товары или оказываете услуги как физическое лицо, получите официальный статус ИП или самозанятого. Работа без статуса является незаконным предпринимательством и наказывается штрафом.
Доступность оферты для понимания
Советую писать оферту понятным для покупателя языком. Это стимулирует его прочитать данный договор.
Пример:
Итак, оферта – это полезный инструмент защиты интересов как бизнеса, так и клиентов.
Статья написана командой sovcom.pro. Открыть расчетный счет в Совкомбанке по самому выгодному тарифу можно по этой ссылке!
Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликации