В эпоху социальных сетей, когда у каждого под рукой смартфон с функциями съемки и монтажа создается иллюзия, что очень легко снять собственный фильм даже не имея бюджета. Но так ли это на самом деле?
Своим опытом мы попросили поделиться Соньн Шаглееву, в качестве автора и режиссера Соньн своими силами сняла два документальных и два игровых короткометражных фильма.
— Какие основные статьи расходов при съемке фильма?
— во время съемок документального фильма «Последний шанс» я 3 месяца жила в столице Калмыкии в Элисте. Жилье у меня там было, но все остальные расходы легли на мои плечи тк это был дипломный фильм и снимать приходилось полностью своими силами. На этом проекте я выполняла сразу все функции: была оператором, звукорежиссёром, продюсером, администратором и монтажером. Снимала я на свою собственную камеру, что ощутимо помогло мне сэкономить на этапе съемок. приобретение и аренда необходимой техники, все транспортные расходы, затем выкуп из красногорского киноархива необходимых для фильма видеоматериалов — все это вместе вышло порядка 300 тысяч рублей. На этом проекте мне очень многие помогали и это позволило фильму воплотиться в жизнь. например, на одной из съемок у меня упала камера и сломался объектив, так вот ребята, кто снимался у меня в фильме помогли с ремонтом и бесплатно починили в своем сервисе мне аппаратуру. в такие моменты чувствуешь, что людям не безразлично твое дело.
А что касается игрового кино?
Игровой фильм «Синдром отрицания» был снят за рекордные 3 смены. Мы готовили съемочный период ровно 2 месяца. команда из 20 человек трудилась на проекте и почти все они работали бесплатно. Ребятам очень нравился мой сценарий, они поверили в мой фильм и вложили в него свое время и профессиональные навыки. Локации для съёмок у нас были бесплатными, кроме цветочного магазина, где пришлось оплатить сверхурочные продавцу-флористу. Спасибо моим друзьям и знакомым, все откликались на мои просьбы о помощи в создании фильма. Аренда оборудования у нас была с большой скидкой и это ощутимо помогло делу. Транспортные расходы, питание для съемочной группы, вся необходимая техника, которую мы брали в аренду, расходы на покупку реквизита, одежду для актеров тоже пришлось приобретать — все это суммарно вышло чуть больше 600 тысяч рублей. для сравнения в среднем бюджет на короткометражный фильм порядка от 1 до 1,5 миллионов рублей.
— Где можно сэкономить, но без потери качества?
Основная часть затрат – это, конечно же, техника.
Как правило молодые начинающие авторы хотят снимать свое кино солидно и на серьезном уровне. Поэтому большая часть бюджета и уходит на технику. камера, оптика, весь комплект для камеры, если нужен стедикам, то берут стедикамщика.
Хорошей картинки в кино не бывает без серьезной работы со светом, практически всегда нужно много света.
Гонорары актерам тоже важны. Рекламно-сериальные съемки — это их доход, и если ты ничего не платишь актеру, то в назначенный день он может просто не явиться на съемку, потому что в этот день у него была рекламная съемка, на которой он заработал живые деньги.
Актеры, к сожалению, особенно начинающие – совсем небогатые люди, поэтому стремятся, чтобы каждый съемочный день приносил доход. Особенно, если вы приглашаете актеров на главные роли, надо хотя бы какую-то небольшую оплату предлагать. Просто для того, чтобы между своим хлебом и идеей люди выбирали идею, которая все-таки поможет им финансово.
А вот где реально можно сэкономить – это на поиске локаций.
Например, одну из сцена для фильма «Синдром отрицания» мы снимали в ресторане абсолютно бесплатно. В нашем распоряжении была целая съемочная ночь. А помог нам муж моей подруги, который является совладельцем холдинга, куда и входил этот ресторан. Так что благодаря хорошему знакомству мы смогли отснять важную для кино сцену. И даже когда ребята из съемочной группы случайно задели стремянкой подвесные лампочки декора и разбили их, нам никто не выставил счет, потому что мы пришли туда, как друзья.
И эти сэкономленные деньги при ограниченном бюджете идут потом на действительно нужные вещи: на пост-продакшн, цветокоррекцию, на работу со звуком, на аренду тон-ателье, на оплату монтажа и на продвижение фильма на фестивалях.
В роли массовки можно снимать своих друзей. Есть много желающих сниматься в эпизодах бесплатно, просто чтобы попасть в фильм.
Сэкономить также можно на саундтреке и на музыкальном оформлении, если найти композитора или музыкальный коллектив, который будет готов написать музыку к фильму или передать свою музыку бесплатно, благодаря понравившейся идее. Кстати, пиратство в кино вообще не работает, вы обязаны покупать музыку с лицензией. а бесплатные варианты музыки уже всем известны и это сразу понижает уровень фильма.
— Существует мнение, что когда начинается бизнес в творчестве, то из фильма уходит душа, что ты думаешь по этому поводу?
— Что касается моих фильмов, пока они не приносят прибыли, поэтому о бизнесе сейчас даже речи нет. Если говорить о съемках рекламных проектов, чем больше бюджет, тем жестче требования.
Есть люди, которые действительно могут совмещать бизнес и творчество, но лично у меня такого опыта пока нет.
-И как же получить ответный результат после стольких затрат?
Вариантов несколько: отправляете фильм на фестивали и ждете результата, показываете фильм продюсерам вместе с идеей для нового проекта. я лично еще начала вести блог о том как снимать кино своими силами и там я делюсь своим опытом и рассказываю о своих проектах.
Инстаграм Соньн: https://www.instagram.com/sonyasnovasupernova/
Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликации