Бизнес идеи

Минэк предложил поменять очередность перевозки грузов по железной дороге

Глава Минэкономразвития предложил поменять очередность перевозок грузов по железной дороге

Квоты на вывоз угля в условиях инфраструктурных ограничений привели к сокращению поставок высокодоходных металлов и удобрений — для решения проблемы нужно поменять очередность перевозок грузов, считают в Минэкономразвития



Русал




RUAL




₽41,22


-0,13%



Купить



«Газпром»




GAZP




₽169,12


+0,17%



Купить



РЖД




RU000A0JXN05




₽1 028,17


+0,02%



Купить
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил первому вице-премьеру Андрею Белоусову (курирует транспортную отрасль) о проблемах с вывозом по железной дороге из Сибири и Дальнего Востока продукции с высокой добавленной стоимостью — черных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ). Об этом говорится в письме министра, отправленном в середине марта (РБК ознакомился с его текстом, подлинность подтвердили собеседники в двух транспортных компаниях).

Сейчас приоритет при транспортировке угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тывы выше, чем у других гражданских грузов, включая продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для того, чтобы вывозить больше металла, удобрений и СУГ, Решетников предлагает изменить очередность перевозок по железной дороге.

В ответ Белоусов поручил Минэкономразвития проработать этот вопрос «для сохранения стабильной социальной обстановки» в регионах с другими профильными ведомствами, местными властями и РЖД и представить в правительство согласованные предложения до 3 апреля (копия этого поручения есть у РБК).

Представитель РЖД отказался от комментариев. РБК направил запросы представителю Белоусова, в пресс-службы Минэкономразвития, Минтранса, Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а также в администрации Бурятии, Хакасии, Тывы, Кузбасса и Иркутской области.

Какие аргументы у Минэкономразвития

Как следует из приведенных Решетниковым в письме данных, с декабря 2022 года по февраль 2023 года только из Кемеровской и Иркутской областей не вывезено примерно 1,5 млн т черных металлов, алюминия, удобрений и СУГ. В результате потери валовой добавленной стоимости (ВДС) для этих двух регионов составили несколько десятков миллиардов рублей. По информации ведомства, ВДС угля составляет 2,5 тыс. руб. за тонну — в 4–25 раз меньше, чем у этих высокодоходных грузов.

Черные металлы, алюминий, удобрения и СУГ не вывозятся в полном объеме из-за ограниченной провозной способности инфраструктуры РЖД, а также приоритета на доставку гарантированных объемов угля из Кузбасса (53,1 млн т в 2023 году), Бурятии (8,1 млн т), Хакасии (6,1 млн т) и Тывы (0,4 млн т), указывает министр. Квоты на вывоз угля из этих регионов президент Владимир Путин согласовал в декабре 2021 года. На тот момент погрузка угля на станциях Восточного полигона из Хакасии и Бурятии сократилась на 40–60%.

Для того, чтобы увеличить транспортировку высокодоходных грузов из Сибири и Дальнего Востока, Минэкономразвития предлагает установить приоритет их вывоза перед гарантированными объемами перевозок угля. Для этого нужно поменять временные правила РЖД и пересмотреть индикативный план-график вывоза угля на экспорт в восточном направлении, который в ноябре 2022 года утвердил Белоусов.


РЖД предложили убрать с путей каждый восьмой грузовой вагон

БизнесВ ТОП-3 по популярности вагонов на сети РЖД входят полувагоны, цистерны и хопперы

Действительно есть проблема с вывозом высокодоходных грузов, но на ограниченные возможности Восточного полигона уже возложено слишком много обязательств, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «При существующем ажиотажном спросе в перевозках и дефиците мощностей все, что не погружено сейчас, восполнить будет практически невозможно», — сообщала пресс-служба РЖД 22 марта.

В сегодняшних условиях быстрых решений нет, это долгая проблема, продолжает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Но будет определенный пересмотр порядка приоритизации грузов на железной дороге, считает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА). Помимо грузоотправителей существует интерес и РЖД к увеличению перевозки более доходных грузов, объясняет он. При этом есть риск не вывести около 10–15 млн т угля ежегодно: это остановка добычи четырех-пяти крупных шахт. Особенно это может ударить по Кемеровской области, где доля шахтной добычи велика, предупреждает Гришунин.

В январе-феврале 2023 года из Кузбасса было вывезено 9,35 млн т угля, что на 0,71 млн т меньше плана, сообщали региональные власти. «Вывоз угля — важнейший вопрос для Кузбасса, в связи с внешнеполитической ситуацией приоритетно наладить экспорт в восточном направлении. Мы исходим из того, что поручение президента должно выполняться и необходимо обеспечивать плановые показатели», — заявил в четверг, 23 марта, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, который незадолго до этого встретился с Путиным.

В конце декабря 2022 года Олег Белозеров в своей статье для РБК написал, что Восточный полигон стал «фактически дорогой жизни» и в сложившихся условиях всем надо «научиться договариваться». Расширение магистрали по-настоящему станет заметно ближе к 2026 году, говорит Гришунин. «Есть надежда, что форсирование поставок по Северному морскому пути сможет частично решить проблему уже к 2024 году», — говорит эксперт.

РБК направил запросы в пресс-службы основных производителей высокодоходных грузов — Магнитогорского металлургического комбината (ММК), «Металлоинвеста», «Евраза», «Еврохима», «Газпрома», «Сибура», а также крупнейших производителей угля — СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Русского угля», «Распадской», «СДС-Угля», «Мечела» и ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит»).

Кнопка «Наверх»