Инвестиции

Оценка эффективности использования оборотных средств организациями по продаже фармацевтической продукцией

Автор — Шаркова Антонина Васильевна
профессор д.э.н.
руководитель Департамента отраслевых рынков
Факультета экономики и бизнеса
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор — Васильева Оксана Николаевна
доцент, к.ю.н.
Департамент правового регулирования экономической деятельности
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Фармацевтический рынок имеет несколько особенностей, вызванных спецификой рынка. К ним можно отнести: высокая роль государственного регулирования, социальная значимость деятельности рынка, высокий уровень контроля за деятельностью фармацевтических организаций промышленности и торговли, наукоемкость производства и сложные требования к организации торговли и производства.  Все вышеперечисленные особенности делают рынок особенно важным в структуре экономики страны.

Фармацевтический рынок достаточно динамичен: спрос и цены на лекарственные препараты растут, количество производителей на рынке увеличивается. Особый рост рынок испытывает в период пандемии коронавируса в 2019–2021 годах. Исследовательский центр компании Deloitte подготовил аналитическую работу «Тренды фармацевтического рынка- 2020»[1] ,в которой показан устойчивый рост объема рынка в период с 2017 по 2020 годы. В денежном выражении объем фармацевтического рынка в 2019 году составил 1 843 млрд рублей, что примерно на 10% больше показателя объема в 2018 году. За девять месяцев 2020 года объема рынка фармацевтики составил 1 284 млрд рублей, что на 11% выше аналогичного показателя в 2019 году. Несмотря на положительную динамику роста объема фармацевтической отрасли России, доля страны в структуре мирового рынка составляет лишь 2,2%, Россия находится на 30 месте в расчете продаж лекарственных препаратов на душу населения.

Поэтому в этих условиях стоит важный вопрос об эффективности использования оборотных средств, с целью определения их и достаточности для своевременной закупки лекарственных препаратов.

Оборотные средства — это авансированные в денежной форме производственные оборотные фонды и фонды обращения, находящиеся в непрерывном операционном цикле. Спецификой фармацевтической отрасли обусловлено преобладание оборотных средств над основными, так как деятельность таких организаций направлена на торговлю лекарственными препаратами. Более того если это организации, которые занимаются реализацией.

Показателями эффективности использования оборотных средств организацией являются коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота оборотных средств, в том числе запасов, коэффициент загрузки средств и рентабельность оборотных средств (по прибыли от продаж и чистой прибыли). Данные таблицы 1 отражают  показатели оценки эффективности использования оборотных активов. Организации  по оптовой торговле  фармацевтической продукцией  за 2020 год по сравнению с 2019 годом имели разнонаправленное изменение основных показателей деятельности: выручки, прибыли от продаж и чистой прибыли.

Таблица 1. – Сравнительная таблица показателей использования оборотных средств  организациями  оптовой торговли  фармацевтической продукцией  за 2020 год (сумма в тыс.руб.)

Составлено авторами на основе данных информационно-аналитической системы «СПАРК»Составлено авторами на основе данных информационно-аналитической системы «СПАРК»

Отсюда следует и разнонаправленное изменение показателей эффективности использования оборотного капитала.

COVID-19 задал тренды, которые в значительной степени повлияли на показатели деятельности организаций и состояние фармацевтического рынка

Ими стали:

  1. Наблюдался рост продаж лекарственных препаратов, которые были заявлены как предупреждающие заражение вирусом или помогающие в облегчении симптомов COVID-19. Однако с начала апреля произошло сокращение спроса на такие препараты. Итогами изменения спроса стали: объем продаж безрецептурных препаратов сократился на 70,5 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и незначительный рост рецептурных препаратов на 4 млн рублей.
  2. Ухудшение финансово- экономического положения населения и снижение их покупательной способности. Это могло быть вызвано повышением цен на потребительские товары и увеличением уровня инфляции в результате чрезмерно ускоряющегося спроса в период начала пандемии, что повлияло на тренд сокращения объемов продаж, начавшегося в 2019 году.
  3. Соответствие ассортиментной  и ценовой политики организаций. потребностям рынка. Наличие собственных средств для закупки лекарственных препаратов, формирование запасов той  или иной фармацевтической продукцией  пользующихся спросом, обеспечивал улучшению показателей их деятельности.

В соответствии  с прогнозом  Национального рейтингового агентства драйверами роста фармацевтического рынка в перспективе  станут государственные инвестиции в закупки лекарственных препаратов . Это обеспечит более своевременное насыщение рынка необходимыми лекарственными препаратами в срок и по доступной цене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.): Офиц. Текст – Консультант Плюс.
  2. Исследовательский центр Deloitte, Электронные документы интернет: описание и цитирование, Тренды фармацевтического рынка – 2021. Режим доступа: URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-sciences-health-care/russian/russian-pharmaceutical-market-trends-2020.pdf (дата обращения 10.10.2021 г.).

Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликацииПодписаться

По материалам

Кнопка «Наверх»