Автор — Цыганов Александр Андреевич
д.э.н., профессор
зав. кафедрой ипотечного жилищного кредитования
и финансовых инструментов рынка недвижимости,
Финансовый университет при Правительстве РФ
В 2021 году появилась информация о запуске нового стартапа – проектов по паркшергингу – переуступке места парковки или совместному использованию частной парковки[1]. Идея в какой-то степени является альтернативой каршерингу и программам поиска мест на муниципальных парковках. Часть тарифа идёт собственнику или временному держателю парковочного места, а часть – комиссия оператора паркшергинга.
Предполагается, что если водитель зарегистрирован в системе паркшеринга, то он может уступить или придержать место для следующего желающего пользователя паркшеринга. Важно, что оформляется это не как краткосрочная аренда, а как сервисная услуга. Тем не менее, остаётся вопрос о законности извлечения прибыли из общедоступного муниципального парковочного ресурса, а также вполне вероятного оппортунистического поведения, когда будут специально заниматься места для последующей их переуступки. Можно вспомнить ещё относительно недавнюю практику работы нелегальных парковщиков, самоуправно отгораживавших и сдающих в аренду места в Москве даже на центральных улицах. Также проблемным может стать и желание использовать место на муниципальной парковке иным автомобилистом, приехавшим ранее, чем пользователь паркшеринга.
В другом варианте паркшеринга предполагается, что владелец частной парковки во дворе, наземном или подземном паркинге может на специализированной платформе оставить информацию о времени, когда его место точно свободно, и желающие смогут запарковаться в это время, заплатив оговорённую повременную сумму. Для собственника парковки в этом случае интересно включение в муниципальное парковочное пространство, чтобы подключиться к системе платежей и информирования о свободных местах.
Но и в этом случае технология также имеет уязвимости — что делать если место не освободилось после завершения оплаченного срока? За чей счет и кому вызывать эвакуатор? Далеко не все соседи владельца парковочного места будут в восторге от постоянной смены пользователей, а это вопросы пропусков, инструкций охране и т.д. Скандалы из-за чужих машин во дворе часты в крупных городах уже сейчас. Возможно и криминальное использование для доступа на охраняемую территорию, спокойного въезда и выезда.
При сравнении шеринговых сервисов для автомашин следует отметить, что каршеринг может снизить трафик и в целом позитивен для крупных городов, хотя и вызывает риски роста случаев дурного вождения и криминального использования машин. В то же время паркшеринг не снижает трафик, может лишь в небольших объемах снизить количество машин на публичных муниципальных парковках. Поэтому поддержка паркшеринга со стороны муниципальных властей будет меньшей.
Тем не менее, в крупных городах-миллионниках, где автовладельцы измучены проблемой парковки, технология может иметь определенные перспективы, ограниченные правовыми вопросами использования муниципальных парковок и собственности, а также не слишком большим количеством частных парковочных мест, реально, а не потенциально доступных для совместного использования. Также ограничением может стать перспектива включения частных парковочных мест в публичные городские системы по парковочным услугам, что предполагает централизованное взимание платы и информирование о наличии свободных мест.
Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликации